Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
02.07.2020

Закаливающие процедуры должны использовать систематически времена года. Перед началом закали­вания детей следует распределить на группы в зависимости от состояния здоровья.

I группа - здоровые дети, редко болеющие, ранее зака­ливаемые; им показаны все формы закаливания и физиче­ского воспитания.

II группа - здоровья детей, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям; дети, часто болеющие ОРЗ; с физическим развитием ниже среднего; с признаками анемии; дети с аллергическим диатезам, хроническим тонзиллитом, аденоидитом, хроническими в состоянии компенсации и с редкими обострениями. Для детей этой группы ограничива­ется физическая нагрузка, температура воды во время про­цедур на 2 градуса выше, чем для детей I группы закалива­ния. Широко используется закаливание воздухом

III группа - дети с хроническими заболеваниями и час­тыми обострениями, с органическими поражениями сердца, вернувшиеся в дошкольное учреждения после длительных заболеваний.

В этой группе назначается лечебная физкультура, при­меняются только местные водные процедуры, проводить ко­торые следует осторожно; конечная температура воздуха и воды должна быть на 4 градуса выше, чем у детей первой группы. Время действия закаливающего фактора уменьша­ется, а температура действующего фактора снижается более


 

 

Закаливание воздухом включает систематическое про­ветривание помещение до 4-5 раз в день от 7 до 15 минут. Проветривание может быть сквозным ( детей выводят в со­седние помещения) или смежным, односторонним через фрамуги (можно в присутствии детей); помимо проветрива­ния - чистота воздуха поддерживается влажной уборкой по­мещения. Необходимо при этой отметить, что длительность проветривания определяется температурой наружного воз­духа, направления и скорости ветра.

При температуре снаружи до -5 и отсутствии сильного ветра разрешается аэрация помещения в присутствии детей при условии, что приток воздуха осуществляется через створки окон, фрамуги форточки - с подветренной стороны.

Закаливающим действием обладают воздушные ванны, которые начинают при температуре 22 градуса с дальней­шим снижением ее каждые 3-4 ванны на 1 градус, доводя до 17-18 градусов. Для поддержания теплового комфорта важен правильный выбор детской одежды - при воздушных ваннах облегчение одежды проводят постепенно: в начале засучи­вают рукава, через 5-6 ванн предлагают снять рубашку, за­тем колготки, оставляя ребенка в трусах и майке. Воздуш­ные ванны проводят во время утренней зарядки, занятий гимнастикой, подвижных игр, прогулок. Продолжитель­ность таких ванн увеличивается с 5 до 30 минут, удлиняя че­рез 4-5 ванны на 5 минут. Эффективный способ закаливания -прогулка: зимой не менее 2 раз в день по 2-3 часа, летом пребывание на свежем воздухе должно быть максимальным. При плохой погоде прогулка может быть на веранде или в комнате с открытыми окнами.

Закаливание водой включает:

-умывание;

-полоскание рта;

-местные ванны для рук и ног; общее и местное обтирание;

-душ;

-ванны.

Приучать детей полоскать рот кипяченой водой ком­натной температуры можно с 2-3 лет. С 4-5 лет можно по­лоскать горло, используя 1/3-1/2 стакана воды. С 4,5 лет ре­комендуется контрастное закаливание с попеременным об­ливанием стоп и нижних 2/3 голеней водой разной темпера­туры, добиваясь "игры сосудов" обливание начинают теплой водой, в I группе закаливания ею заканчивают прохладной водой (+40, +18, +40, +18), во II группе - теплой (+36,+26,+36,). Время воздействия прохладной водой 3-4 минуты, теплой - 6-8 минут. После контрастного обливания следует энергично растирать кожу полотенцем до легкого покраснения.

Закаливание солнечными лучами в летнее время должно проводиться на площадке, которая имеет в равных соотно­шениях участки сплошной тени (лучше от зелени чем от на­веса) и светотени ("кружевная" тень от листвы деревьев). На участках беспрепятственного облучения солнцем, могут на­ходиться дети старше 2 лет, задерживаясь там в первые дни от 5-6 до 8-10 минут после появления хорошего загара (по 2-3 раза). От перегревания ребенка должна защищать одежда.

Оптимальный эффект закаливания может достигаться при использовании комбинированных воздействий воды, воздуха и солнечного света. Медицинских отводов от зака­ливания не должно быть. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями. Методы закаливания должны под­бираться индивидуально, что определяется возрастом, состоянием здоровья ребенка и условиями окружающей среды.

 

Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости и воздействию внешней среды. Внешняя среда не стабильна Изменения во внешней среде приводят к нарушениям в системе физиологических функций организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления, адаптации к новым условиям.

Любые мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности теплорегуляции ребенка и соблюдаются принципы закаливания. В организме равновесие между теплообразованием и теплоотдачей. Теплообразование осуществляется за счет постоянно протекающих в организме химических реакций обмена веществ. В состоянии покоя теплообразование минимальное, при физической работе оно возрастает. У детей уровень теплообразования выше; теплоотдача осуществляется поверхностью кожи и слизистых. Теплоотдача зависит от температуры, влажности, скорости движения воздуха У детей в силу ряда обстоятельств теплопотеря выше, чем у взрослых.    

Кожа ребенка богато снабжена сетью капилляров, поэтому имеет высокую температуру нагрева;       отличается большой влажностью; функциональная недостаточность теплорегуляционного аппарата обуславливает большую чувствительность детей к охлаждению.

На охлаждение организм отвечает сложной реакцией, в которую вовлекаются многие системы (ССС). Сначала возникает рефлекторное сужение (спазм) кровеносных сосудов кожи (она бледнеет), затем расширение (она розовеет), а в дальнейшем реакция различна у закаленных и незакаленных

Под влиянием закаливания сосудистая реакция характеризуется постоянной пульсацией, те. попеременным расширением и сужением сосудов, при этом кровоснабжение тканей и питание их не нарушается. У незакаленных после спазма и последующего расширения не происходит спазма и последующего расширения, кровь застаивается в капиллярной сети (мраморная кожа), питания тканей ухудшается. Если этот ребенок выпил холодную воду, съел мороженое, промочил ноги, пробежал по полу босиком, у него рефлекторно нарушается кровоснабжение слизистой оболочки носа и глоточного кольца, и она теряет функцию зашиты как от собственной микрофлоры, так и от микробной загрязненности воздуха Охлаждение, ослабляя защитные силы организма, провоцирует возникновение заболевания.

Рассмотрим принцип закаливания

1.Систематичность - повторные и регулярные закаливающие воздействия приводят к возникновению стойких рефлексов, при их прекращении условные рефлексы угасают. Все мероприятия будут эффективными только тогда, когда потребность в закаливании станет такой же, как в еде, во сне...

2.Постепенность - постепенный переход к более сильным раздражителям и контроль за реакцией детей на раздражитель

3.Учёт индивидуальных и возрастных особенностей: состояние его здоровья, психического и физического здоровья.

4.Наличие эмоционально-положительной реакции.

5.Многофакторность закаливания - использование разных физических агентов: холода, тепла.

6.Болиградационносгь - применение раздражителей разных по силе.

7.Сочетание общих и местных охлаждении.

Метод водного закаливания "Ручеек"

В 4 емкости (тазики, корытца) наливают поочередно:

 -отвар ромашки

-раствор соли (1 кг соли на 10 литров воды)

-хвойный раствор (1 стакан на 10 литров воды)

-чистая вода

Емкости располагаются в виде дорожки (друг за другом) между ними кладутся резиновые массажные коврики.

Дети выполняют закаливание поточно, ступая в тазики и растирающими движениями ступая по коврику. Время воздействия 2-3 минуты.

Вода также постепенно снижается(на 1° через 1-2 дня) с 37° до 24-22° для 3-4 летних детей до 20° для 5-ти летних детей до 18° для 6-7 летних детей. 10-15 процедур 2-3 раза в год.

Рижский метод оздоровления детей

"солевая дорожка" 10-15 процедур 2-3 раза в год.

Оборудование на группу детей: 2 дорожки из мешковины 2 дорожки из одеяла (длина каждой 1,5 м,Ширнна-0,5 м,)1 куб, 1 дуга ребристая доска или несколько гимнастических палок.

Солевой раствор из расчета 1 пачка соли на ведро воды.

Схема расположения дорожек: сухая - куб - мокрая - дуга - мокрая - куб - сухая

В зависимости от помещения можно расположить иначе сухая - куб - мокрая ребристая доска,сухая - дуга – мокрая.

Прохождение по дорожкам выполняется поточно. Первыми выполняются прохождение ослабленные дети. Сначала дети идут по сухой дорожке (лучше из грубой мешковины). Ступая, дети делают растирающие движения ногами ("вытирают ноги"). Затем лазят и спрыгивают (или перешагивают, в зависимости от высоты куба) через него. Далее дети ступают на мокрую солевую дорожку, под которой проложена ребристая доска или гимнастические палки Дети проходят по ней, также выполняя растирающие движения ступнями ног. В зависимости от расположения предметов дальше дети либо пролазают под гимнастической дугой или идут по ребристой дорожке и опять чередуют прохождение по мокрой дорожке, препятствие и заканчивают по сухой, тщательно вытирая об нее ноги.

Раствор воды готовится при детях. Температура воды должна быть + 37° Дорожка слегка отжимается и при детях кладется на пол, после чего дети сразу наминают прохождение. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1° и доводится до 24-22° для 3-4 летних детей, 20° для 5-ти летних детей, 18° для 6-летних детей.

Прохождение по дорожкам должно составлять 2 минуты -2-3 раза

Примечание: все остальные закаливающие процедуры - самомассаж, точечный массаж проводятся по окончании закаливания.

Методика закаливания по Толкачеву модифицирована Санкт-Петер6ургской академией, кафедрой спортивной медицины и детской реабилитацией

2 методика подходит для любого дошкольного возраста, только для средних » старших групп она идет в классическом варианте, а в ясельных и младших группах модифицирована. Состоит она из трех компонентов. Проводится после дневного сна. Она очень проста и доступна.

1 компонент: 3 физических упражнения лежа в кровати (как только проснулись)

1.Самовытягивание (ровно лежат на кровати, руки вдоль туловища). 1-2

подбородок тянуть к груди, носки ног на себя, пятки от себя;

3-4 - и.п. (3-4 раза медленно).

2.Упражнение для мышц нижних конечностей и брюшного пресса

- ребенок лежит на спине, руками держится за кровать. "Велосипед"- 2 раза Первоначально ноги под углом 90°, в дальнейшем угол снижается до 70-80°.

3.Дыхательное упражнение

И.П.- лежа на спине, руки скрестить на груди, руки в стороны- вдох возвращение обратно - выдох.

2         компонент: закаливание (воздушное).

Пока дети в спальнях спят, игровая комната хорошо проветривается, чтобы  чувствовалась разница температуры. После того, как дети сделали упражнение, они в носках бегают 4 раза из спальни в игровую комнату и обратно. После пробежки садятся на палас в игровой комнате по-турецки или на стульчиках (заранее приготовленных).

3         компонент: растирание лица по схеме.

Начинается всегда с носа, сначала на границе костной и хрящевой ткани, потом  над крыльями носа, потом кончик носа, потом под крыльями носа;

следующее середина лба, лоб, верхняя и нижняя челюсть Растереть до чувства  тепла.

Смысл: усилить кровообращение Использовать суставы двух пальцев, внутренним  краем  второго пальца.

4         компонент: водное закаливание.

Лицо растерли и сразу же идут в умывальник, дети умывают лицо 3 раза.

Комфорт: температура- 20-22°, расширение сосудов

5         компонент: приседания

После того, как умылись, вытерлись, идут в игровую комнату и начинают приседать 10-30 раз, начать с 10.

Курс такой методики 15 дней, потом дается 15 дней перерыв и снова 2 недели закаливания, 2 недели перерыв. И так весь осенне-зимний период. Всю методику проводит воспитатель, врач контролирует, медсестра обучает. Одежда облегченная (по методике босиком).

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наиболь­ший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям (по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде).

В целях профилактики рекомендуются следующие упражнения:   ,        ,

1.       Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.

2.       Ходьба с разными положениями стоп — на внеш­ней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.

3.       Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, ста­раясь поднимать выше пятки.

4.       Ходьба боком по гимнастической палке, по тол­стому шнуру.

5.       Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

6.       Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.

7.       Катать палку вперед-назад.

8.                                                                                                                                   Приподниматься на носки и опускаться на всю стону.                                                     

9.       Подняться на носки и выполнять приседание, дер­жась за опору.

10.                                                                                               Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в  колене.

11.  «Большой и маленький» — ребенок приседает, опираясь руками о колени, затем выпрямляется, под­нимает голову и руки вверх ладонями внутрь, смотрит вверх и поднимается на носки.

12.  Из положения сидя, упор руками сзади:

- захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок), перекладывать их вправо, вле­во; захватывать  внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его себе, пере­дать сидящему рядом, катать резиновые маленькие мячи с шипами.

Ежегодная диагностика состояния /сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индиви­дуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной физкультур­но-оздоровительной среды предусмат­ривает наличие оборудования и инвен­таря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирова­ние сводов стопы (ребристые и наклон­ные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные ле­стницы, обручи, мячи, скакалки, массаж­ные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, пе­дали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формиро­вания свода стопы, специальные трена­жеры). С помощью родителей изготов­лены дополнительные приспособления для предупреждения плоскостопия (до­рожки из грубой мешковины с нашиты­ми пуговицами разного размера, доски с наклеенными вишневыми косточками и покрытые лаком и др.). Оборудование и инвентарь комплектуются таким обра­зом, чтобы в каждой группе они были разными и, меняя их, можно было раз­нообразить воздействия при наимень­ших экономических затратах.

Поскольку важными условиями пре­дупреждения деформации стоп являют­ся гигиена обуви и правильный ее под­бор, воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например хождение босиком по естественному грунту - траве (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.) для хож­дения босиком в теплое время года. Для хождения босиком по естественному фунту в холодное время года изготовле­ны ящики (длина - 100 см, ширина - 60 см, высота - 15 см), которые заполня­ются промытой речной галькой, уста­навливаются в помещении и использу­ются по назначению.

С целью закаливания стоп и профи­лактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней заряд­ки, после дневного сна, про­водимых в помещении, дети занимают­ся босиком (время пребывания босиком увеличивается от 2 до 20 минут в соот­ветствии с рекомендациями В .Н. Шебеко и других авторов).

При планировании системы закали­вания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия (Ю. Н. Чусов, Е.С. Черник). Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными и темпе­ратурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зона­ми носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи с чем закаливанию стоп отводится огромная роль в повышении резистентности организма (В. Л. Макаров, ,Д. В. Хухпаева).

Специальные комплексы упражне­ний, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различ­ных формах физического воспитания. Особенностью комплексов является ис­пользование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др).

Подобные уп­ражнения профилактической и коррек­ционной направленности воспринима­ются детьми как часть игры.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возмож­но на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активно­му участию применяются различные формы работы: родительские собрания; тематические консультации; педагоги­ческие беседы; дни открытых дверей; от­крытые занятия по физической культу­ре; стенды (уголки) для родителей; пап­ки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в разви­тии и обучении ребенка в условиях до­школьного учреждения и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических  вопросах воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки

Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность наруше­ния осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.

Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка  характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дози­ровке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку

Средняя и старшая группы

Упражнения выполняются стоя.

1.       И.п. — о.с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые ! вращения рук вперед, затем назад (5—6 раз в каждую сторону).

2.       И.п. — о.с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево), вверх, вниз (по 3 раза в каждом направлении).

3.                                                                                                                                                                                                                    И.п — о.с.-, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх: сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3—5 раз).  

4.                                                                                                                                                                                                                    И.п. — о.с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5—6 раз (каждой ногой).                   

5.       И.п. — о.с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1—2 мин.).

6.       И.п. — о.с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх.

На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4—5 раз).

Упражнения сидя на коленях.

1.       И.п. — сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднимаем обе прямые руки — и опускаем (живот подтянут, 5—6 раз по 2 рывка).

2.       И.п. — сидя на пятках. Встаем на колени, руки поднимаем медленно, с напряжением, вытягиваемся, отклоняя туловище назад (4 раза).

3.       И.п. — сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

Упражнения лежа на спине (с мячиком).

1.       .И.п.- лежа на полу, руки вдоль тела, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. ( 5-6 раз)

2.        И.п. — лежа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперед верх, возвращаемся в и.п. (5—6 раз).

3.       И.п. — лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнута в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5—6 раз).

Комплекс упражнений для профилактики сколиоза.

1.       Ходьба с движением рук, ходьба на носках.

2.       И.п. — о.с. Медленно поднять руки вверх — вдох,  опустить — выдох.

3.       И.п. — о.с., руки на поясе. Согнуть ногу в колене, подтянуть к животу, вернуться в и.п. То же другой ногой (по 3—4 раза каждой ногой).

4.       И.п. — о.с., руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох; и.п. — выдох (3—4 раза).

5.       И.п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами — «велосипед» (1—2 мин.).

6.       И.п. — лежа на животе. Потянуться, отгягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела — вдох; расслабиться — выдох (3—4 раза).

7.       И.п.. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно лук, руки в ноги тянутся влево — вдох; вернуться в и.п. — выдох. То же — в другую сторону (3—4 раза).

8.       И.п. — стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч. Глубокое- приседание, возврат в и.п. (3—4 раза).

9.       И.п. — стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.

10.  Стоя в кругу, взявшись за руки («Ворогики»). Поднять руки вверх с одновременным подъемом на носки — вдох; возвратиться в и.п. — выдох (4—6 раз).

11.  Стоя в кругу, взявшись за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3—4 раза).

Упражнения, исправляющие осанку

1.       И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне плеч, голова – на тыльной стороне кистей. Ноги плотно прижаты к полу и повернуты пятками друг к другу, носки в сторону. Приподнять правый локоть с пола, не отрывая кисти , и сделать два пружинистых движения назад, вернуться в и. п. То же – левой рукой.

2.       И.п. – то же. Приподнимаем голову и грудную клетку над полом, слегка прогибаемся. Тянемся лбом к правому локтю, касаемся; затем к левому локтю. Возвращаемся в и.п.( дыхание свободное)

3.       И.п. -  лежа на животе, правая рука вверх, левая вниз. Прогибаемся, делаем два пружинистых движения назад, возвращаемся в и. п. Меняем положение рук (2-3 раза)

4.       И.п. – лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек. Возврат в и. п. То же – в левую сторону ( 2-3 раза каждый поворот)

5.          И.п. – сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполняем круги попеременно правой и левой рукой. Взглядом следим за движением рук.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1.       «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить в среднем 10-12 раз.

2.       «Трубач». Сесть на стул, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука « п-ф-ф-ф ».

Повторить 4-5 раз.

3.       «Помаши крыльями, как петух». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку!».

4.       «Каша кипит». Сесть, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь, сделать вдох; опустить грудь, выдыхая воздух и выпячивая живот,- выдох. При выдохе громко произносить звук «п-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

5.       «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-30 с.

6.       «На турнике». Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой.

Поднять палку вверх, встать на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - Длинный выдох с произнесением звука « п-ф-ф-ф ».

Повторить 3-4 раза.

7.       «Партизаны». Встать, взять в руки палку (ружье). Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произнесением слова « ти-ш-ш- ш-ш-е».

Повторять в течение 1,5 мин.

8.       «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон Туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссс!» Выпрямление- вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.

Повторить 6-8 раз.

9.       «Регулировщик». Встать, ноги поставить на ширине плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным вдохом и произнесением звука «р-р-р-р».

Повторить 6-8 раз.

10.  «Летят мячи». Встать, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед Произнести при выдохе длительное «у-у-у-х-х».

Повторить 5-6 раз.

11.  «Маятник». Встать, ноги поставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением звука «ту-у-у-у-х-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

12.  «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1-2 мин.

13.  «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдохе - поднимать руки в стороны,

На выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука « г-у-у»

Повторять 1-2 мин.

14.  «Семафор» Сесть на стул, ноги сдвинуть вместе. Поднимать руки в стороны и Медленно их опускать вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с- с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

15.  «Весёлый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х». Выдох - догнать мяч.

Повторить 4-5 раз.

16.  «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены, наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны и назад ( в спине прогнуться, смотреть вперёд)- медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Выпрямиться - вдох.

Повторить 5-6 раз.

17.  «Ёжик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги- вдох.

Повторить 4-5 раз.

«Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки вниз. Разведение рук в стороны-вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз.

Мероприятия по улучшению периода адаптации

 Как уже было сказано ранее, их надо проводит, еще до поступления ребенка в учреждения. Чтобы сделать пребыва­ния ребенка в учреждении более комфортным, медицинский персонал дошкольного учреждения заранее устанавливает контакты с ее семьей. Начинать прием вновь оформленных детей целесообразно в теплое время года, когда процессы адаптации протекают спокойнее (оптимальное УФ-обеспеченность детского организма, достаточное количество вита­минов и микроэлементов в пище, что существенно повыша­ют резистентности, организма). В группу одновременно при­нимают не более 1-2 детей. В течение первой недели ребенок находится в группе 2-3 часа, т.е. практикуется укороченный день пребывания ребенка в группе. Затем это время посте­пенно удлиняется ("ступенчатая" адаптация). На некоторое время (не менее 2 недель) сохраняются привычные для него режим и приемы воспитания (даже если они неправильные). В первые дни несколько часов к ребенку может допускаться мать; ему необходимо обеспечить состояние теплового ком­форта; надо следить за появлением симптомов охлаждения (или перегревания), чаще, чем по возрасту, предлагать теп- пое питье, как в группе, гак и дома, учитывая учащенное мо­чеиспускания, слезотечения, т.е. сухость слизистых.

Не рекомендуется применять специальные меры зака­ливания до полной адаптации, но их можно рекомендовать проводить в домашних условиях (ежедневные тепловые гид­ропроцедуры). На физических занятиях необходимо следить за реакцией ребенка, при этом не следует настаивать на обя­зательном выполнении упражнений. Наконец, при этом можно использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональной состояние и самочувствие ре­бенка. Кормить ребенка надо осторожно, не настаивать в случае отказа от еды; но недоедание необходимо компенси­ровать дома.

Если по каким-либо причинам ребенок не был привит по возрасту, профилактическую прививку делают по окон­чании периода адаптации - обычно через 1-1,5 месяца. В пе­риод адаптации противопоказаны любые травмирующие манипуляции. За ребенком в период адаптации ведется ин­дивидуальное наблюдение, заполняется лист адаптации, где отмечается аппетит, сон, эмоциональное состояние, комму­никабельность.

Состояние адаптированное™ - это адекватное поведе­ние, спокойный, глубокий сон, хороший аппетит, игровая, речевая активность, общительность, нормальная прибавка в массе, отсутствие заболеваний в течение месяца.

Во всех дошкольных учреждений должен проводиться динамический анализ адаптации вновь поступающих детей. В качестве критерия оценки работы дошкольного учрежде­ния по адаптации используется показатель заболеваемости детей в первый месяц их пребывания в ДДУ. Результаты сле­дует обсуждать ежеквартально на медико-педагогических совещаниях. Контролирует выполнение принятых решений врач-педиатр и заведующий детским учреждением.


 «Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

 

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый

Время

Холодный

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и по деревянной поверхности

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

Бег босиком по полу

5-30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному   полу

5-30 мин

Шестилетки

Ходьба и бег по различным видам почвы

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе по полу

5-30 мин

/


Закаливающее носовое дыхание

1.        Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

2.        Открыть рот, кончик языка прижать к небу. При этом включается ротовое дыхание.

3.        Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

4.        Сжать руки в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

5.        Сделать спокойный вдох Выдох - через сложенные трубочкой губы.

6.        Сделать спокойный вдох. Выдох - через правый, затем левый угол рта.

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за часто болеющими детьми

0собое место в комплексе профилактических меро­приятий в дошкольном учреждении отводится индивидуаль­ной работе с часто болеющими детьми (ЧБД). По возрас­тным критериям для определения этой категории детей сле- 234 ) дующие:

-до 2-х лет - 6 и более острых заболеваний в год и более;

-до 3-х лет - 5 и более острых заболеваний в год и более;

-4-5 лет - 4 и более острых заболеваний в год и более;

-6 лет и старше — 3 и более острых заболеваний в год и бо­лее.

Теоретическим обоснованием индивидуальных профи­лактических и лечебно-оздоровительных мероприятий для ЧБД является оценка состояния их здоровья, особенностей иммунологического статуса.

Поскольку в структуре заболеваний этих детей на 1 месте стоят болезни органов дыхания, львиная доля из них приходится на ОРВИ (82,4%). Для этих заболеваний харак­терна полиэтиологичность, высокая типоспецифичность иммунитета, особая восприимчивость к ним детей дошколь­ного возраста. Следовательно, профилактические мероприя­тия должны быть направлены прежде всего на повышение неспецифической защиты организма ребенка; другим важ­нейшим принципом профилактики частых заболеваний у детей является круглогодичность проведения ее.

Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость учета конкретной эпидемиологической обстановки в коллективе и индивидуальных особенностей ребенка.

Известно, что осенний подъем заболеваемости ОРВИ в яслях-садах во многом связан с ежегодным комплектованием групп; особое внимание в этот период должен уделяться так называемой "экспозиционной профилактике", которая вклю­чает в себя: тщательность проведения утреннего фильтра в группах в целях исключения посещения ДДУ детьми, имею­щие какие-либо проявления ОРВИ; строгую изоляцию и срочный вывод остро заболевших в учреждении детей; регу­лярное проветривание, кварцевание и влажную уборку по­мещений с применением дезинфицирующих средств; при не­обходимости - ношение обслуживающим персоналом четы­рехслойных марлевых масок. Создание оптимального мик­роклимата уже само по себе является хорошим оздоравливающим и профилактическим фактором.

Весной, ввиду недостаточности поступления витами­нов и микроэлементов в организм ребенка (в частности, ас­корбиновой кислоты, железа и др.) с пищей, дефицит их еще более усиливается, что приводит к снижению резистентно­сти, а отсюда и повышению уровня острой заболеваемости.

Из числа часто болеющих детей необходимо выделить и категорию детей имеющих хронические заболевания. Сле­довательно, часто болеющие дети - это дети, относящиеся ко второй, а иногда и к третьей группе здоровья.

Наблюдение и оздоровление этих детей следует прово­дить по следующей схеме:

1)      Проф. осмотры специалистами

-врач-педиатр -4 раза в год и более

 -отоларинголог -2 раза в год и более

 -стоматолог -2 раза в год и более

 -другие специалисты по показаниям

2)                                         Дополнительные методы исследования

-Общий анализ крови- 2 раза в год

-Общий анализ мочи - 2 раза в год

 -Исследование кала на яйца глистов и простейшие 1раз в год

-Проба Манту - 2 раза в год        .

-Исследование иммунного статуса по показаниям

 

Оздоровительные мероприятия            

Оздоровительные мероприятия проводятся по общеиз­вестным методикам.

1))Закаливающие процедуры.

- (воздушные ванны, влажные обтирания, контрастное обтирание, контрастное обливание, "Рижский метод". Закаливание начинают при полном здоровье, в теплое время года, проводится систематически, с постепенным нарастанием воздействующих факторов.

2)      Физические упражнения с включением:

-элементов дыхательной гимнастики

-массаж грудной клетки и рефлексогенных зон -2 раза в год в виде 2-х недельных курсов

3)      Физиотерапевтические методы

-общее УФО -в зимнее время года, курсом по 20-22 се­анса; через 5-2 месяца; курс при необходимости можно повторить;

-прием кислородных коктейлей -2 раза в год в течение 3 недель за 30 минут до еды;

-ингаляция травами;

-кварцевание стоп в осенне-зимний период;

-хвойно-морские и морские;

4)      Прием молочнокислого лактобактерина - 2 - 3 курса в год по 30 - 45 дней;

5)      Медикаментозные курсы.

-комплекс витаминов- (А, С, В);

-иммуномодуляторы с консультацией иммунолога

-растительные адаптогены- 2 раза в год в виде 3 недельных курсов


6)  Санация хронических очагов инфекции

7)      Санаторно-курортное лечение

Особое внимание должно уделяться правильному про­ведения прививок часто болеющим детям. Вопрос о плано­вой иммунизации решается строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и комиссионно при участии соответст­вующих специалистов; при необходимости используется ща­дящие методы иммунизации; календарь, как правило инди­видуальный.

 

Для оценки эффективности оздоровления часто бо­леющих детей предлагается дифференцированная оценка заболеваемости по Альбицкому В.Ю., Баранову А.А. (1986):



Медицинские рекомендации для часто болеющих детей

В возрасте до 3-х лет Температура в помещении + 19 - + 20

1.        Воздушноая ванна с утренней зарядкой (в трусах, майках с короткими рукавами. Продолжительность 10-15 на зарядку 6-7мин.)

2.        Умывание водой (t до 28 к концу года снижается, летом до + 18, зимой до+ 20).

Дети старше 2х лет моют лицо , шею, руки до локтя.

3.        Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне (при t + 16- + 15) или на веранде (отапливаемой при -5 - 10).

4.        Прогулка 2 раза в день при t + 30 (в тени деревьев) до - 15.

5.        Влетнее время пребывание под лучами солнца от 5- 6 мин.до 8-10 мин. 2-3 раза в день.

6.        Зимой контрастное обливание ног - стоп и нижней трети голеней - водой t 35/25/35 после сна ребенка "на теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус,

постепенно доводя до t - 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.

Старше 3-х лет

Температура в помещении + 19, 18.

1.       Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках без рукавов). Продолжительность 10-15 мин.( на зарядку 6-7 мин.)

2.       Умывание водой с постепенными снижениями t от +28 до + i6 летом и до + 18 зимой. Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.

3.       Полоскание рта (дети 3-4 лег), горла (дети старше 4 -х лет) кипяченой водой комнатной t

с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около 1/3 стакана раствора.

4.       Дневной сон на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне(+15, +16) отопливаемой (+ 5,6) или неотопливаемой (- 5, до - 10) верандах .

5.       Прогулка 2 раза в день при t +30 (в тени деревьев) до - 15 .

6.               Пребывание летом под лучами солнца от 5 - 6 мин. до 10 - 15 мин 2 раза в день.

7.                                                                                                                                                                                                                       Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голеней) водой t + 35/25/35 после сна на "теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус, постепенно доводя до 40/18/40. В течений 2-х месяцев обливание стоп водой одной t 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.

Примерная схема проведения мероприятий по оздоровлению детей , часто болеющих ОРВИ

СЕНТЯБРЬ

витамин «С»- в профилактических дозах

витамин «А»-___________

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж госа и шеи

стимуляция биологически активных точек /БАД/

 

 

 

 

 

в течение месяца

ОКТЯБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж грудной клетки

полоскание зева отваром ромашки

стимуляция биологически активных точек

витамин «С»

в течение месяца

 

 

 

15 дней

15 дней

НОЯБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

профилактика ОРВИ, гриппа иммуномодуляторами

 

 

 

 

 

 

 

21 день

ДЕКАБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

курс УФО

массаж носа  и шеи

 

 

 

 

20-22 сеанса

Схема 1 до 3 лет

Схема 2 от 7 лет

 

 

ЯНВАРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

полоскание зева отваром ромашки

 

 

 

 

15 дней

ФЕВРАЛЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж грудной клетки

ингаляции минеральной водой

 

 

 

 

15 дней

15 дней

МАРТ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж нома и шеи

УФО

стимуляция БАД

витамин «С»- в профилактических дозах

 

 

 

 

 

20-22 сеанса

Схема I-II

в течении месяца

АПРЕЛЬ

закаливание

ЛФК

профилактика иммуномодуляторами

 

 

 

 

15  дней

МАЙ

закаливание

ЛФК

оздоровительный бег на открытом воздухе

 

 

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

закаливание

ЛФК

воздушные ванны с 5 до 15 мин.

солнечные ванны с 2 до 15 мин.

оздоровительный бег на открытом воздухе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 


Возврат к списку