Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки

02.07.2020

Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки

Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность наруше­ния осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.

Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дози­ровке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку

Средняя и старшая группы

Упражнения выполняются стоя.

1.       И.п. — о.с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые ! вращения рук вперед, затем назад (5—6 раз в каждую сторону).

2.       И.п. — о.с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево), вверх, вниз (по 3 раза в каждом направлении).

3.                                                                                                                                                                                                                    И.п — о.с.-, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх: сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3—5 раз).  

4.                                                                                                                                                                                                                    И.п. — о.с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5—6 раз (каждой ногой).                   

5.       И.п. — о.с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1—2 мин.).

6.       И.п. — о.с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх.

На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4—5 раз).

Упражнения сидя на коленях.

1.       И.п. — сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднимаем обе прямые руки — и опускаем (живот подтянут, 5—6 раз по 2 рывка).

2.       И.п. — сидя на пятках. Встаем на колени, руки поднимаем медленно, с напряжением, вытягиваемся, отклоняя туловище назад (4 раза).

3.       И.п. — сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).

Упражнения лежа на спине (с мячиком).

1.       .И.п.- лежа на полу, руки вдоль тела, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. ( 5-6 раз)

2.       И.п. — лежа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперед верх, возвращаемся в и.п. (5—6 раз).

3.       И.п. — лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнута в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5—6 раз).

Комплекс упражнений для профилактики сколиоза.

1.       Ходьба с движением рук, ходьба на носках.

2.       И.п. — о.с. Медленно поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох.

3.       И.п. — о.с., руки на поясе. Согнуть ногу в колене, подтянуть к животу, вернуться в и.п. То же другой ногой (по 3—4 раза каждой ногой).

4.       И.п. — о.с., руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох; и.п. — выдох (3—4 раза).

5.       И.п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами — «велосипед» (1—2 мин.).

6.       И.п. — лежа на животе. Потянуться, отгягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела — вдох; расслабиться — выдох (3—4 раза).

7.       И.п.. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно лук, руки в ноги тянутся влево — вдох; вернуться в и.п. — выдох. То же — в другую сторону (3—4 раза).

8.       И.п. — стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч. Глубокое- приседание, возврат в и.п. (3—4 раза).

9.       И.п. — стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.

10. Стоя в кругу, взявшись за руки («Ворогики»). Поднять руки вверх с одновременным подъемом на носки — вдох; возвратиться в и.п. — выдох (4—6 раз).

11. Стоя в кругу, взявшись за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3—4 раза).

Упражнения, исправляющие осанку

1.       И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне плеч, голова – на тыльной стороне кистей. Ноги плотно прижаты к полу и повернуты пятками друг к другу, носки в сторону. Приподнять правый локоть с пола, не отрывая кисти , и сделать два пружинистых движения назад, вернуться в и. п. То же – левой рукой.

2.       И.п. – то же. Приподнимаем голову и грудную клетку над полом, слегка прогибаемся. Тянемся лбом к правому локтю, касаемся; затем к левому локтю. Возвращаемся в и.п.( дыхание свободное)

3.       И.п. - лежа на животе, правая рука вверх, левая вниз. Прогибаемся, делаем два пружинистых движения назад, возвращаемся в и. п. Меняем положение рук (2-3 раза)

4.       И.п. – лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек. Возврат в и. п. То же – в левую сторону ( 2-3 раза каждый поворот)

5.          И.п. – сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполняем круги попеременно правой и левой рукой. Взглядом следим за движением рук.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1.       «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить в среднем 10-12 раз.

2.       «Трубач». Сесть на стул, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука « п-ф-ф-ф ».

Повторить 4-5 раз.

3.       «Помаши крыльями, как петух». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку!».

4.       «Каша кипит». Сесть, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь, сделать вдох; опустить грудь, выдыхая воздух и выпячивая живот,- выдох. При выдохе громко произносить звук «п-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

5.       «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-30 с.

6.       «На турнике». Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой.

Поднять палку вверх, встать на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - Длинный выдох с произнесением звука « п-ф-ф-ф ».

Повторить 3-4 раза.

7.       «Партизаны». Встать, взять в руки палку (ружье). Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произнесением слова « ти-ш-ш- ш-ш-е».

Повторять в течение 1,5 мин.

8.       «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон Туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссс!» Выпрямление- вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.

Повторить 6-8 раз.

9.       «Регулировщик». Встать, ноги поставить на ширине плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным вдохом и произнесением звука «р-р-р-р».

Повторить 6-8 раз.

10. «Летят мячи». Встать, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед Произнести при выдохе длительное «у-у-у-х-х».

Повторить 5-6 раз.

11. «Маятник». Встать, ноги поставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением звука «ту-у-у-у-х-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

12. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1-2 мин.

13. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдохе - поднимать руки в стороны,

На выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука « г-у-у»

Повторять 1-2 мин.

14. «Семафор» Сесть на стул, ноги сдвинуть вместе. Поднимать руки в стороны и Медленно их опускать вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с- с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

15. «Весёлый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х». Выдох - догнать мяч.

Повторить 4-5 раз.

16. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены, наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны и назад ( в спине прогнуться, смотреть вперёд)- медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Выпрямиться - вдох.

Повторить 5-6 раз.

17. «Ёжик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги- вдох.

Повторить 4-5 раз.

«Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки вниз. Разведение рук в стороны-вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз.

Мероприятия по улучшению периода адаптации

Как уже было сказано ранее, их надо проводит, еще до поступления ребенка в учреждения. Чтобы сделать пребыва­ния ребенка в учреждении более комфортным, медицинский персонал дошкольного учреждения заранее устанавливает контакты с ее семьей. Начинать прием вновь оформленных детей целесообразно в теплое время года, когда процессы адаптации протекают спокойнее (оптимальное УФ-обеспеченность детского организма, достаточное количество вита­минов и микроэлементов в пище, что существенно повыша­ют резистентности, организма). В группу одновременно при­нимают не более 1-2 детей. В течение первой недели ребенок находится в группе 2-3 часа, т.е. практикуется укороченный день пребывания ребенка в группе. Затем это время посте­пенно удлиняется ("ступенчатая" адаптация). На некоторое время (не менее 2 недель) сохраняются привычные для него режим и приемы воспитания (даже если они неправильные). В первые дни несколько часов к ребенку может допускаться мать; ему необходимо обеспечить состояние теплового ком­форта; надо следить за появлением симптомов охлаждения (или перегревания), чаще, чем по возрасту, предлагать теп- пое питье, как в группе, гак и дома, учитывая учащенное мо­чеиспускания, слезотечения, т.е. сухость слизистых.

Не рекомендуется применять специальные меры зака­ливания до полной адаптации, но их можно рекомендовать проводить в домашних условиях (ежедневные тепловые гид­ропроцедуры). На физических занятиях необходимо следить за реакцией ребенка, при этом не следует настаивать на обя­зательном выполнении упражнений. Наконец, при этом можно использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональной состояние и самочувствие ре­бенка. Кормить ребенка надо осторожно, не настаивать в случае отказа от еды; но недоедание необходимо компенси­ровать дома.

Если по каким-либо причинам ребенок не был привит по возрасту, профилактическую прививку делают по окон­чании периода адаптации - обычно через 1-1,5 месяца. В пе­риод адаптации противопоказаны любые травмирующие манипуляции. За ребенком в период адаптации ведется ин­дивидуальное наблюдение, заполняется лист адаптации, где отмечается аппетит, сон, эмоциональное состояние, комму­никабельность.

Состояние адаптированное™ - это адекватное поведе­ние, спокойный, глубокий сон, хороший аппетит, игровая, речевая активность, общительность, нормальная прибавка в массе, отсутствие заболеваний в течение месяца.

Во всех дошкольных учреждений должен проводиться динамический анализ адаптации вновь поступающих детей. В качестве критерия оценки работы дошкольного учрежде­ния по адаптации используется показатель заболеваемости детей в первый месяц их пребывания в ДДУ. Результаты сле­дует обсуждать ежеквартально на медико-педагогических совещаниях. Контролирует выполнение принятых решений врач-педиатр и заведующий детским учреждением.




«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый

Время

Холодный

Время

Ранний возраст

Ходьба и бег по одеялу и по деревянной поверхности

5-30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5-30 мин

Младшая группа

Ходьба и бег по теплому песку

5-45 мин

Ходьба по ковру босиком

5-30 мин

Средняя группа

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту

5-60 мин

Ходьба босиком по ковру и в носках по полу

Бег босиком по полу

5-30 мин

Старшая группа

Ходьба и бег по земле, воде

5-90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному   полу

5-30 мин

Шестилетки

Ходьба и бег по различным видам почвы

От 5 мин и неограниченно

Свободный бег и ходьба в группе по полу

5-30 мин

/




Закаливающее носовое дыхание

1.        Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

2.        Открыть рот, кончик языка прижать к небу. При этом включается ротовое дыхание.

3.        Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

4.        Сжать руки в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

5.        Сделать спокойный вдох Выдох - через сложенные трубочкой губы.

6.        Сделать спокойный вдох. Выдох - через правый, затем левый угол рта.

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.

ее.

Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость учета конкретной эпидемиологической обстановки в коллективе и индивидуальных особенностей ребенка.

Известно, что осенний подъем заболеваемости ОРВИ в яслях-садах во многом связан с ежегодным комплектованием групп; особое внимание в этот период должен уделяться так называемой "экспозиционной профилактике", которая вклю­чает в себя: тщательность проведения утреннего фильтра в группах в целях исключения посещения ДДУ детьми, имею­щие какие-либо проявления ОРВИ; строгую изоляцию и срочный вывод остро заболевших в учреждении детей; регу­лярное проветривание, кварцевание и влажную уборку по­мещений с применением дезинфицирующих средств; при не­обходимости - ношение обслуживающим персоналом четы­рехслойных марлевых масок. Создание оптимального мик­роклимата уже само по себе является хорошим оздоравливающим и профилактическим фактором.

Весной, ввиду недостаточности поступления витами­нов и микроэлементов в организм ребенка (в частности, ас­корбиновой кислоты, железа и др.) с пищей, дефицит их еще более усиливается, что приводит к снижению резистентно­сти, а отсюда и повышению уровня острой заболеваемости.

Из числа часто болеющих детей необходимо выделить и категорию детей имеющих хронические заболевания. Сле­довательно, часто болеющие дети - это дети, относящиеся ко второй, а иногда и к третьей группе здоровья.

Наблюдение и оздоровление этих детей следует прово­дить по следующей схеме:

1)      Проф. осмотры специалистами

-врач-педиатр -4 раза в год и более

-отоларинголог -2 раза в год и более

-стоматолог -2 раза в год и более

-другие специалисты по показаниям

2)                                         Дополнительные методы исследования

-Общий анализ крови- 2 раза в год

-Общий анализ мочи - 2 раза в год

-Исследование кала на яйца глистов и простейшие 1раз в год

-Проба Манту - 2 раза в год        .

-Исследование иммунного статуса по показаниям

Оздоровительные мероприятия            

Оздоровительные мероприятия проводятся по общеиз­вестным методикам.

1))Закаливающие процедуры.

- (воздушные ванны, влажные обтирания, контрастное обтирание, контрастное обливание, "Рижский метод". Закаливание начинают при полном здоровье, в теплое время года, проводится систематически, с постепенным нарастанием воздействующих факторов.

2)      Физические упражнения с включением:

-элементов дыхательной гимнастики

-массаж грудной клетки и рефлексогенных зон -2 раза в год в виде 2-х недельных курсов

3)      Физиотерапевтические методы

-общее УФО -в зимнее время года, курсом по 20-22 се­анса; через 5-2 месяца; курс при необходимости можно повторить;

-прием кислородных коктейлей -2 раза в год в течение 3 недель за 30 минут до еды;

-ингаляция травами;

-кварцевание стоп в осенне-зимний период;

-хвойно-морские и морские;

4)      Прием молочнокислого лактобактерина - 2 - 3 курса в год по 30 - 45 дней;

5)      Медикаментозные курсы.

-комплекс витаминов- (А, С, В);

-иммуномодуляторы с консультацией иммунолога

-растительные адаптогены- 2 раза в год в виде 3 недельных курсов




6) Санация хронических очагов инфекции

7)      Санаторно-курортное лечение

Особое внимание должно уделяться правильному про­ведения прививок часто болеющим детям. Вопрос о плано­вой иммунизации решается строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и комиссионно при участии соответст­вующих специалистов; при необходимости используется ща­дящие методы иммунизации; календарь, как правило инди­видуальный.

Для оценки эффективности оздоровления часто бо­леющих детей предлагается дифференцированная оценка заболеваемости по Альбицкому В.Ю., Баранову А.А. (1986):




Медицинские рекомендации для часто болеющих детей

В возрасте до 3-х лет Температура в помещении + 19 - + 20

1.        Воздушноая ванна с утренней зарядкой (в трусах, майках с короткими рукавами. Продолжительность 10-15 на зарядку 6-7мин.)

2.        Умывание водой (t до 28 к концу года снижается, летом до + 18, зимой до+ 20).

Дети старше 2х лет моют лицо , шею, руки до локтя.

3.        Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне (при t + 16- + 15) или на веранде (отапливаемой при -5 - 10).

4.        Прогулка 2 раза в день при t + 30 (в тени деревьев) до - 15.

5.        Влетнее время пребывание под лучами солнца от 5- 6 мин.до 8-10 мин. 2-3 раза в день.

6.        Зимой контрастное обливание ног - стоп и нижней трети голеней - водой t 35/25/35 после сна ребенка "на теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус,

постепенно доводя до t - 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.

Старше 3-х лет

Температура в помещении + 19, 18.

1.       Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках без рукавов). Продолжительность 10-15 мин.( на зарядку 6-7 мин.)

2.       Умывание водой с постепенными снижениями t от +28 до + i6 летом и до + 18 зимой. Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.

3.       Полоскание рта (дети 3-4 лег), горла (дети старше 4 -х лет) кипяченой водой комнатной t

с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около 1/3 стакана раствора.

4.       Дневной сон на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне(+15, +16) отопливаемой (+ 5,6) или неотопливаемой (- 5, до - 10) верандах .

5.       Прогулка 2 раза в день при t +30 (в тени деревьев) до - 15 .

6.               Пребывание летом под лучами солнца от 5 - 6 мин. до 10 - 15 мин 2 раза в день.

7.                                                                                                                                                                                                                       Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голеней) водой t + 35/25/35 после сна на "теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус, постепенно доводя до 40/18/40. В течений 2-х месяцев обливание стоп водой одной t 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.

Примерная схема проведения мероприятий по оздоровлению детей , часто болеющих ОРВИ

СЕНТЯБРЬ

витамин «С»- в профилактических дозах

витамин «А»-___________

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж госа и шеи

стимуляция биологически активных точек /БАД/

в течение месяца

ОКТЯБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж грудной клетки

полоскание зева отваром ромашки

стимуляция биологически активных точек

витамин «С»

в течение месяца

15 дней

15 дней

НОЯБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

профилактика ОРВИ, гриппа иммуномодуляторами

21 день

ДЕКАБРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

курс УФО

массаж носа и шеи

20-22 сеанса

Схема 1 до 3 лет

Схема 2 от 7 лет

ЯНВАРЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

полоскание зева отваром ромашки

15 дней

ФЕВРАЛЬ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж грудной клетки

ингаляции минеральной водой

15 дней

15 дней

МАРТ

закаливание

ЛФК с элементами дыхательной гимнастики

массаж нома и шеи

УФО

стимуляция БАД

витамин «С»- в профилактических дозах

20-22 сеанса

Схема I-II

в течении месяца



Возврат к списку