Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки
Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.
Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.
Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.
Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.
Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку
Средняя и старшая группы
Упражнения выполняются стоя.
1. И.п. — о.с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые ! вращения рук вперед, затем назад (5—6 раз в каждую сторону).
2. И.п. — о.с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево), вверх, вниз (по 3 раза в каждом направлении).
3. И.п — о.с.-, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх: сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3—5 раз).
4. И.п. — о.с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5—6 раз (каждой ногой).
5. И.п. — о.с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1—2 мин.).
6. И.п. — о.с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх.
На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4—5 раз).
Упражнения сидя на коленях.
1. И.п. — сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднимаем обе прямые руки — и опускаем (живот подтянут, 5—6 раз по 2 рывка).
2. И.п. — сидя на пятках. Встаем на колени, руки поднимаем медленно, с напряжением, вытягиваемся, отклоняя туловище назад (4 раза).
3. И.п. — сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем (6 раз).
Упражнения лежа на спине (с мячиком).
1. .И.п.- лежа на полу, руки вдоль тела, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. ( 5-6 раз)
2. И.п. — лежа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперед верх, возвращаемся в и.п. (5—6 раз).
3. И.п. — лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнута в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5—6 раз).
Комплекс упражнений для профилактики сколиоза.
1. Ходьба с движением рук, ходьба на носках.
2. И.п. — о.с. Медленно поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох.
3. И.п. — о.с., руки на поясе. Согнуть ногу в колене, подтянуть к животу, вернуться в и.п. То же другой ногой (по 3—4 раза каждой ногой).
4. И.п. — о.с., руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох; и.п. — выдох (3—4 раза).
5. И.п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами — «велосипед» (1—2 мин.).
6. И.п. — лежа на животе. Потянуться, отгягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела — вдох; расслабиться — выдох (3—4 раза).
7. И.п.. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно лук, руки в ноги тянутся влево — вдох; вернуться в и.п. — выдох. То же — в другую сторону (3—4 раза).
8. И.п. — стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч. Глубокое- приседание, возврат в и.п. (3—4 раза).
9. И.п. — стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.
10. Стоя в кругу, взявшись за руки («Ворогики»). Поднять руки вверх с одновременным подъемом на носки — вдох; возвратиться в и.п. — выдох (4—6 раз).
11. Стоя в кругу, взявшись за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3—4 раза).
Упражнения, исправляющие осанку
1. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях на уровне плеч, голова – на тыльной стороне кистей. Ноги плотно прижаты к полу и повернуты пятками друг к другу, носки в сторону. Приподнять правый локоть с пола, не отрывая кисти , и сделать два пружинистых движения назад, вернуться в и. п. То же – левой рукой.
2. И.п. – то же. Приподнимаем голову и грудную клетку над полом, слегка прогибаемся. Тянемся лбом к правому локтю, касаемся; затем к левому локтю. Возвращаемся в и.п.( дыхание свободное)
3. И.п. - лежа на животе, правая рука вверх, левая вниз. Прогибаемся, делаем два пружинистых движения назад, возвращаемся в и. п. Меняем положение рук (2-3 раза)
4. И.п. – лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек. Возврат в и. п. То же – в левую сторону ( 2-3 раза каждый поворот)
5. И.п. – сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполняем круги попеременно правой и левой рукой. Взглядом следим за движением рук.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1. «Часики». Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Повторить в среднем 10-12 раз.
2. «Трубач». Сесть на стул, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука « п-ф-ф-ф ».
Повторить 4-5 раз.
3. «Помаши крыльями, как петух». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку!».
4. «Каша кипит». Сесть, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь, сделать вдох; опустить грудь, выдыхая воздух и выпячивая живот,- выдох. При выдохе громко произносить звук «п-ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
5. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».
Повторять в течение 20-30 с.
6. «На турнике». Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать перед собой.
Поднять палку вверх, встать на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - Длинный выдох с произнесением звука « п-ф-ф-ф ».
Повторить 3-4 раза.
7. «Партизаны». Встать, взять в руки палку (ружье). Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произнесением слова « ти-ш-ш- ш-ш-е».
Повторять в течение 1,5 мин.
8. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон Туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «ссс!» Выпрямление- вдох, наклон в другую сторону с повторением звука.
Повторить 6-8 раз.
9. «Регулировщик». Встать, ноги поставить на ширине плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным вдохом и произнесением звука «р-р-р-р».
Повторить 6-8 раз.
10. «Летят мячи». Встать, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед Произнести при выдохе длительное «у-у-у-х-х».
Повторить 5-6 раз.
11. «Маятник». Встать, ноги поставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением звука «ту-у-у-у-х-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
12. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».
Повторять 1-2 мин.
13. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдохе - поднимать руки в стороны,
На выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука « г-у-у»
Повторять 1-2 мин.
14. «Семафор» Сесть на стул, ноги сдвинуть вместе. Поднимать руки в стороны и Медленно их опускать вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с- с-с-с».
Повторить 3-4 раза.
15. «Весёлый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х». Выдох - догнать мяч.
Повторить 4-5 раз.
16. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены, наклониться вперёд с одновременным отведением рук в стороны и назад ( в спине прогнуться, смотреть вперёд)- медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Выпрямиться - вдох.
Повторить 5-6 раз.
17. «Ёжик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги- вдох.
Повторить 4-5 раз.
«Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки вниз. Разведение рук в стороны-вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз.
Мероприятия по улучшению периода адаптации
Как уже было сказано ранее, их надо проводит, еще до поступления ребенка в учреждения. Чтобы сделать пребывания ребенка в учреждении более комфортным, медицинский персонал дошкольного учреждения заранее устанавливает контакты с ее семьей. Начинать прием вновь оформленных детей целесообразно в теплое время года, когда процессы адаптации протекают спокойнее (оптимальное УФ-обеспеченность детского организма, достаточное количество витаминов и микроэлементов в пище, что существенно повышают резистентности, организма). В группу одновременно принимают не более 1-2 детей. В течение первой недели ребенок находится в группе 2-3 часа, т.е. практикуется укороченный день пребывания ребенка в группе. Затем это время постепенно удлиняется ("ступенчатая" адаптация). На некоторое время (не менее 2 недель) сохраняются привычные для него режим и приемы воспитания (даже если они неправильные). В первые дни несколько часов к ребенку может допускаться мать; ему необходимо обеспечить состояние теплового комфорта; надо следить за появлением симптомов охлаждения (или перегревания), чаще, чем по возрасту, предлагать теп- пое питье, как в группе, гак и дома, учитывая учащенное мочеиспускания, слезотечения, т.е. сухость слизистых.
Не рекомендуется применять специальные меры закаливания до полной адаптации, но их можно рекомендовать проводить в домашних условиях (ежедневные тепловые гидропроцедуры). На физических занятиях необходимо следить за реакцией ребенка, при этом не следует настаивать на обязательном выполнении упражнений. Наконец, при этом можно использовать музыкальные занятия как фактор, улучшающий эмоциональной состояние и самочувствие ребенка. Кормить ребенка надо осторожно, не настаивать в случае отказа от еды; но недоедание необходимо компенсировать дома.
Если по каким-либо причинам ребенок не был привит по возрасту, профилактическую прививку делают по окончании периода адаптации - обычно через 1-1,5 месяца. В период адаптации противопоказаны любые травмирующие манипуляции. За ребенком в период адаптации ведется индивидуальное наблюдение, заполняется лист адаптации, где отмечается аппетит, сон, эмоциональное состояние, коммуникабельность.
Состояние адаптированное™ - это адекватное поведение, спокойный, глубокий сон, хороший аппетит, игровая, речевая активность, общительность, нормальная прибавка в массе, отсутствие заболеваний в течение месяца.
Во всех дошкольных учреждений должен проводиться динамический анализ адаптации вновь поступающих детей. В качестве критерия оценки работы дошкольного учреждения по адаптации используется показатель заболеваемости детей в первый месяц их пребывания в ДДУ. Результаты следует обсуждать ежеквартально на медико-педагогических совещаниях. Контролирует выполнение принятых решений врач-педиатр и заведующий детским учреждением.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа |
Виды ходьбы и дозировка |
|||
Теплый |
Время |
Холодный |
Время |
|
Ранний возраст |
Ходьба и бег по одеялу и по деревянной поверхности |
5-30 мин |
Ходьба и бег по ковру в носках |
5-30 мин |
Младшая группа |
Ходьба и бег по теплому песку |
5-45 мин |
Ходьба по ковру босиком |
5-30 мин |
Средняя группа |
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту |
5-60 мин |
Ходьба босиком по ковру и в носках по полу Бег босиком по полу |
5-30 мин |
Старшая группа |
Ходьба и бег по земле, воде |
5-90 мин |
Ходьба и бег босиком по комнатному полу |
5-30 мин |
Шестилетки |
Ходьба и бег по различным видам почвы |
От 5 мин и неограниченно |
Свободный бег и ходьба в группе по полу |
5-30 мин |
/
Закаливающее носовое дыхание
1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу. При этом включается ротовое дыхание.
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».
4. Сжать руки в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.
5. Сделать спокойный вдох Выдох - через сложенные трубочкой губы.
6. Сделать спокойный вдох. Выдох - через правый, затем левый угол рта.
Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.
ее.
Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость учета конкретной эпидемиологической обстановки в коллективе и индивидуальных особенностей ребенка.
Известно, что осенний подъем заболеваемости ОРВИ в яслях-садах во многом связан с ежегодным комплектованием групп; особое внимание в этот период должен уделяться так называемой "экспозиционной профилактике", которая включает в себя: тщательность проведения утреннего фильтра в группах в целях исключения посещения ДДУ детьми, имеющие какие-либо проявления ОРВИ; строгую изоляцию и срочный вывод остро заболевших в учреждении детей; регулярное проветривание, кварцевание и влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств; при необходимости - ношение обслуживающим персоналом четырехслойных марлевых масок. Создание оптимального микроклимата уже само по себе является хорошим оздоравливающим и профилактическим фактором.
Весной, ввиду недостаточности поступления витаминов и микроэлементов в организм ребенка (в частности, аскорбиновой кислоты, железа и др.) с пищей, дефицит их еще более усиливается, что приводит к снижению резистентности, а отсюда и повышению уровня острой заболеваемости.
Из числа часто болеющих детей необходимо выделить и категорию детей имеющих хронические заболевания. Следовательно, часто болеющие дети - это дети, относящиеся ко второй, а иногда и к третьей группе здоровья.
Наблюдение и оздоровление этих детей следует проводить по следующей схеме:
1) Проф. осмотры специалистами
-врач-педиатр -4 раза в год и более
-отоларинголог -2 раза в год и более
-стоматолог -2 раза в год и более
-другие специалисты по показаниям
2) Дополнительные методы исследования
-Общий анализ крови- 2 раза в год
-Общий анализ мочи - 2 раза в год
-Исследование кала на яйца глистов и простейшие 1раз в год
-Проба Манту - 2 раза в год .
-Исследование иммунного статуса по показаниям
Оздоровительные мероприятия
Оздоровительные мероприятия проводятся по общеизвестным методикам.
1))Закаливающие процедуры.
- (воздушные ванны, влажные обтирания, контрастное обтирание, контрастное обливание, "Рижский метод". Закаливание начинают при полном здоровье, в теплое время года, проводится систематически, с постепенным нарастанием воздействующих факторов.
2) Физические упражнения с включением:
-элементов дыхательной гимнастики
-массаж грудной клетки и рефлексогенных зон -2 раза в год в виде 2-х недельных курсов
3) Физиотерапевтические методы
-общее УФО -в зимнее время года, курсом по 20-22 сеанса; через 5-2 месяца; курс при необходимости можно повторить;
-прием кислородных коктейлей -2 раза в год в течение 3 недель за 30 минут до еды;
-ингаляция травами;
-кварцевание стоп в осенне-зимний период;
-хвойно-морские и морские;
4) Прием молочнокислого лактобактерина - 2 - 3 курса в год по 30 - 45 дней;
5) Медикаментозные курсы.
-комплекс витаминов- (А, С, В);
-иммуномодуляторы с консультацией иммунолога
-растительные адаптогены- 2 раза в год в виде 3 недельных курсов
6) Санация хронических очагов инфекции
7) Санаторно-курортное лечение
Особое внимание должно уделяться правильному проведения прививок часто болеющим детям. Вопрос о плановой иммунизации решается строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и комиссионно при участии соответствующих специалистов; при необходимости используется щадящие методы иммунизации; календарь, как правило индивидуальный.
Для оценки эффективности оздоровления часто болеющих детей предлагается дифференцированная оценка заболеваемости по Альбицкому В.Ю., Баранову А.А. (1986):
Медицинские рекомендации для часто болеющих детей
В возрасте до 3-х лет Температура в помещении + 19 - + 20
1. Воздушноая ванна с утренней зарядкой (в трусах, майках с короткими рукавами. Продолжительность 10-15 на зарядку 6-7мин.)
2. Умывание водой (t до 28 к концу года снижается, летом до + 18, зимой до+ 20).
Дети старше 2х лет моют лицо , шею, руки до локтя.
3. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне (при t + 16- + 15) или на веранде (отапливаемой при -5 - 10).
4. Прогулка 2 раза в день при t + 30 (в тени деревьев) до - 15.
5. Влетнее время пребывание под лучами солнца от 5- 6 мин.до 8-10 мин. 2-3 раза в день.
6. Зимой контрастное обливание ног - стоп и нижней трети голеней - водой t 35/25/35 после сна ребенка "на теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус,
постепенно доводя до t - 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.
Старше 3-х лет
Температура в помещении + 19, 18.
1. Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках без рукавов). Продолжительность 10-15 мин.( на зарядку 6-7 мин.)
2. Умывание водой с постепенными снижениями t от +28 до + i6 летом и до + 18 зимой. Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.
3. Полоскание рта (дети 3-4 лег), горла (дети старше 4 -х лет) кипяченой водой комнатной t
с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около 1/3 стакана раствора.
4. Дневной сон на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной спальне(+15, +16) отопливаемой (+ 5,6) или неотопливаемой (- 5, до - 10) верандах .
5. Прогулка 2 раза в день при t +30 (в тени деревьев) до - 15 .
6. Пребывание летом под лучами солнца от 5 - 6 мин. до 10 - 15 мин 2 раза в день.
7. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голеней) водой t + 35/25/35 после сна на "теплые ножки". Через 2 дня контрастность воды нарастает на 1 градус, постепенно доводя до 40/18/40. В течений 2-х месяцев обливание стоп водой одной t 40/18/40 для выработки эффекта тренировки.
Примерная схема проведения мероприятий по оздоровлению детей , часто болеющих ОРВИ
СЕНТЯБРЬ |
витамин «С»- в профилактических дозах витамин «А»-___________ закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики массаж госа и шеи стимуляция биологически активных точек /БАД/
|
в течение месяца |
ОКТЯБРЬ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики массаж грудной клетки полоскание зева отваром ромашки стимуляция биологически активных точек витамин «С» |
в течение месяца
15 дней 15 дней |
НОЯБРЬ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики профилактика ОРВИ, гриппа иммуномодуляторами |
21 день |
ДЕКАБРЬ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики курс УФО массаж носа и шеи |
20-22 сеанса Схема 1 до 3 лет Схема 2 от 7 лет
|
ЯНВАРЬ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики полоскание зева отваром ромашки
|
15 дней |
ФЕВРАЛЬ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики массаж грудной клетки ингаляции минеральной водой |
15 дней 15 дней |
МАРТ |
закаливание ЛФК с элементами дыхательной гимнастики массаж нома и шеи УФО стимуляция БАД витамин «С»- в профилактических дозах |
20-22 сеанса Схема I-II в течении месяца |