Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Социальная адаптация детей инвалидов. Рекомендации.

20.08.2020   
     Что необходимо детям для полноценного развития личности, для формирования адекватной самооценки и грамотной социализации? Верно, ребенку необходимо расти в атмосфере любви, принятия, понимания со стороны близких, заботы и счастья.
     Особенно остро в этом нуждаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Гармоничное развитие «особенного» ребенка зависит не только от оказанной ему помощи врачей и других специалистов, но и от того, как выстроены его отношения с родителями, со сверстниками и другими значимыми взрослыми.
     Все уже начинается на том этапе, когда беременная мама узнает о возможном диагнозе у ребенка, на этапе появления в семье ребенка с ОВЗ, или когда определенные трудности в развитии появлялись в процессе развития чада.
Именно внимательное отношение к ребенку со стороны родителей может повлиять на его уровень развития как познавательного, так и социального.
     Результат развития ребенка зависит от стиля воспитания, от отношения родителей к самому диагнозу и факту рождения «особенного» ребенка, от понимания состояния ребенка, от понимая и принятия особенностей заболевания, и главное от понимания и принятия своего (родительского) эмоционального состояния относительного возникших трудностей. Эмоции, которые испытывают родители в такой жизненной ситуации, очень тяжелы, но они имеют право на существование, так как родители попали в ситуацию психологической травмы, а при этом именно такие переживания и есть.
На плечи родителей особенных детей ложится тяжелая ноша. Но, не стоит замыкаться на возникшей трудности внутри своей семьи, не стоит изолировать ребенка от окружающих, не в коем случае нельзя опускать руки и не заниматься развитием ребенка на посильном для него уровне. От того, как быстро начнется работа по реабилитации и коррекции развития ребенка, зависит его будущее. Поэтому так важно своевременно обращаться к специалистам и начинать работу совместно с ребенком.
Очень часто родители, приняв заболевание ребенка все же не до конца, занимаются его интеллектуальным развитием. Но забывают и упускают из вида развитие коммуникативных навыков, его социализацию, что очень важно для подростков инвалидов.
     С чего же начать социализацию ребенка с ОВЗ? С полного принятия его состояния, его особенностей, его умений и навыков, хоть они и находятся на низком уровне своего развития. Как было описано выше, родителям не стоит скрывать факт рождения особенного ребенка, не стоит изолироваться семьей от внешних контактов, перестать стыдиться этого. Перестать делать все ЗА ребенка, перечеркивая его самостоятельность, которая ему также нужна в будущем.

      Приведем некоторые рекомендации по социализации детей с ОВЗ:

1. Найдите в ребенке скрытые возможности, найдите его пристрастия к каким-либо занятиям (рисование, музыка, техника и т.д.), выясняйте, если это возможно, что интересует вашего ребенка, создайте «общее» хобби. Ребенку важно найти себя в чем-то, будь он здоров или имеет трудности в развитии. Стимулируйте его активность, отводите его в секции и кружки, особенно туда, где есть сверстники. Отдавайте детей в развивающие и коррекционные секции доступные в городе на групповые занятия.
2. Создайте условия для общения ребенка со сверстниками, будь то соседские дети или ваши родственники.
3. Приглашайте друзей детей в гости, допустите разные способы общения (онлайн, прогулки, встречи).
4. Общайтесь с семьями, где есть дети инвалиды. Передавайте свой опыт и знания и перенимайте чужой. Таким образом вы расширите коммуникативные навыки детей возможно найдя ему лучшего друга и хороших знакомых. Вы дадите им понять, что они не одни. Выходите на совместные прогулки.
5. Старайтесь спокойно себя чувствовать с ребенком в обществе, на улице, в магазинах. Доброжелательно реагируйте на интерес со стороны окружающих, не показывайте свою злость и обиды на социум ребенку. Это может сформировать в нем низкую самооценку, страхи социальных контактов, нежелание общаться из-за осознания своей «никчемности» и уход в одиночество.
6. Давайте посильные ребенку домашние обязанности. Не ограждайте его от домашних дел (уборка дома, складывание грязной посуды в раковину), дайте почувствовать ребенку свою нужность вам, что он может оказать вам помощь и быть полезным, это приучит его к труду.
7. Если ребенок в состоянии выполнять действия сам (одеться, помыться, спуститься по лестнице) не в коем случае не делайте этого за него. Выраженной гиперопекой вы приучаете ребенка к несамостоятельности, ему будет так комфортно. Когда он маленький, конечно, окажите ему помощь. Но по мере взросления он должен делать это сам, лишь родителям будет тяжело от того, что ребенок «ничего не умеет», при этом упрекать его будете вы.
8. Не потакайте ребенку во всем, не покупайте и не разрешайте ему все что угодно, только из-за того, что он болен. Это взращивает в ребенке эгоистичность, нарушения поведения и привычку манипулировать своим состоянием. Абсолютно у всех детей должны быть запреты, ограничения и правила, исходя из его состояния, которые будут ему понятны.
     Если вышеперечисленные рекомендации будут соблюдаться в воспитании детей инвалидов, хоть они и самые простейшие, это может облегчить их социализацию и общение с другими людьми.
     Что касается подростков инвалидов, то общение для них более важный компонент становления личности. Развивайте ребенка всестороннее исходя из его возможностей, информируйте его о том, что такое общество, сверстники, дружба, знакомство и для чего это нужно, какие существуют правила и нормы. Если сформирован страх, то примите его, проживите вместе с ребенком, не осуждайте и не злитесь за это на ребенка. Попробуйте самостоятельно дома научить ребенка знакомиться, рассказывать о себе, проиграйте эти ситуации, объясните плюсы общения привлекая домашних и знакомых; проявите интерес к социальным контактам у ребенка, поощряйте его за понимание и за первые шаги на улице к другому.
     Делайте все возможное, чтобы ребенок привык находиться в обществе, видел других, умел и любил общаться с людьми, чтобы он знал, как попросить помощи. Даже с грубыми нарушениями у ребенка, его зрительный контакт с другим тоже контакт!



Возврат к списку