Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Особенности детей с ранним детским аутизмом

13.10.2020

     Ранний детский аутизм (Kanner L., 1943; Wing L., 1976; Rutter M., 1978 и др.)- возможно самый загадочный тип нарушения психического развития. Оно охватывает все сферы психического состояния ребёнка. Одной из его характерных черт является противоречивость и неоднозначность проявлений.Среди аутичных детей встречаются и глубоко умственно отсталые дети, и одарённые, и высокоинтеллектуальные и , даже, один и тот же ребёнок может быть неуклюжим и ловким, мутичным и неожиданно произнести сложную фразу; он может накапливать энциклопедические знания и проявлять полную неосведомлённость в самых насущных областях жизни.В отечественной литературе такой дизонтогенез определяется как искажённое психическое развитие (Лебединский В. В., 1985). В ставших классическими отечественные и зарубежные работы, частота аутизма оценивается как 4-6 случаев на 10 0000 новорожденных. Однако на практике встречается большое количество детей, у которых симптоматика не вполне строго соответствует медицинским критериям. Но, тем не менее, аутистический синдром является ведущим в клинической картине и применяемые при аутизме методы коррекции оказываются единственно возможными.
      Главным признаком является аутизм, который Лебединская К.С. определяет как «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или пародоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».
      Как это ни покажется парадоксальным, наиболее тяжёлые и сложные нарушения эмоционального развития, возникающие, при РДА и становящиеся очевидными к 2,5-3-летнему возрасту ребёнка, могут закономерно вырастать из едва уловимых, тонких признаков аффективного неблагополучия на самых ранних этапах онтогенеза. Их часто нельзя зафиксировать по каким – либо формальным критериям, так как развитие такого ребёнка может вполне укладываться в границы нормы, а иногда выглядеть по ряду параметров и как опережающее. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет.
     В числе особо характерных признаков РДА можно назвать следующие (но при этом ни одно не встречается абсолютно во всех сучаях):
-большинство детей не фиксирует взгляд на лице другого человека, не выносит длительно прямого зрительного контакта «глаза в глаза», но даже если такой контакт и возникает,то он оказывается непродолжительным: ребёнок отводит взгляд, или «смотрит насквозь», или останавливает внимание на какой-то отвлечённой детали и в то же время часами завороженно следить за каким-либо движущимся предметом;
-первая улыбка хотя и появляется вовремя,но не адресуется конкретно маме или папе, не провоцируется смехом, радостью или другими реакциями;
-к окружающим относится безразлично, взаимодействует вяло, нередко проявляя отрицательное отношение к контакту ( на руки не просится, часто предпочитает находиться в кроватке, в манеже или в коляске и т.п.). На руках у взрослого не приспосабливается, при кормлении не выбирает удобную позу, а остаётся напряжённым;
- близких начинает узнавать своевременно, но продолжительной насыщенной эмоциональной реакции не проявляет. К ласке относится неприязненно или равнодушно, иногда положительно, но быстро пресыщается;
- длительное время многие дети не дифференцируют живое и не живое (протодиакризис) и что человеку или животному может быть больно или неприятно такой мысли даже не возникает;
- стереотипность поведения, связанная с напряжённым стремлением сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке ,однообразные действия;
- стремление жить в постоянных условиях и пользоваться только стереотипными способами контакта с окружающими;
- избирательность и страхи, агрессивность, особые влечения и интересы, проявляющиеся как одержимость;
- врождённая неспособность адекватно воспринимать эмоции других людей и соответствующим образом на них реагировать. Именно это исключает реципрокность в эмоциональных контактах и становится предпосылкой для нарушения коммуникации и социального взаимодействия.
      Речевое развитие аутичных детей также своеобразно. Наряду с нарушением коммуникации и трудностью речевого действия (используют штампы, «попугайную речь, называют себя во втором или третьем лице»), у них отмечается особое чувство языка. Они стереотипно играют отдельными звукосочетаниями, словами, фразами, рифмуют, поют, одержимо декламируют стихи, т.о., что в норме является целенаправленным речевым действием, у этих детей становится объектом специального аффективного внимания, в половине случаев—мутизм.
      Не накапливается опыт общего со взрослым сосредоточения на чём-либо, поэтому не образуются индивидуальные стереотипы взаимоотношений с миром, привычки, предпочтения и страхи, не формируются способы взаимодействия с близкими людьми. Понятно, что в этих условиях невозможно развитие ни бытовых, ни игровых, ни речевых навыков. Отдельно изредка возникающие слова уходят и не возвращаются, потому что не могут быть привязанны к регулярно воспроизводимому жизненному стереотипу. Как говорилось выше, детский аутизм проявляется в разных формах , при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2001).Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами. Очевидна связь речевых нарушений с патологией мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребёнка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997).При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная несформированной обратной афферентацией. В тяжёлых случаях ребёнок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удаётся найти их нужную позицию.Причём в этих же случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения ( дети без затруднения едят, глотают, облизывают испачканные губы и т.п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).Определить артикуляционную апраксию может невролог или логопед. Раннее речевое развитие у такого ребёнка обычно имеет ряд особенностей. В результате, к трём годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов.
      Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы большой команды специалистов( психолог, логопед, невролог, музыкальный терапевт, социальный педагог), использующих в своей работе методы эмоционального растормаживания (Соботович Е.Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О.А., Старосельская Н.Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М.М., 2000). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребёнка с РДА очень трудно.

      Логопед ГБУЗ АО « ДГП № 5» Андреева Н.Р.

Возврат к списку