Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
17.12.2020

    Сбалансированное питание – одна из главных составляющих здоровья в любом возрасте – приобретает особое значение у детей. При этом чем младше ребенок, тем более значимо влияние питания на его настоящее и последующее развитие и здоровье.

    Первые 1000 дней жизни – критический период, когда питание и другие внешние факторы, имеющие эпигенетической программы, программируют будущее здоровье.

    В период 12-36 мес. сохраняются высокие темпы роста развития ребенка, продолжается совершенствование функций отдельных органов и систем организма, что требует адекватного поступления пищевых веществ и энергии, обеспечивающих эти процессы.

   В данном возрастном периоде нередко нарушаются принципы рационального питания. Прежде всего, детей после первого года жизни, как правило , быстро переводят на взрослый «семейный» стол. Это не соответствует возможностям их пищеварительной системы и нередко приводит к избытку поступления основных пищевых веществ или дефициту микроэлементов и, как следствие, нарушениям пищевого, нервно-психического и иммунного статуса детей, развитию алиментарно-зависимых состояний, дисфункций желудочно-кишечного тракта. Все это может иметь не только ближайшие, но и отдаленные негативные последствия, приводить к нарушениям физического развития и снижению интеллектуального потенциала, что, безусловно, отрицательно сказывается на здоровье нации.

   Распространенность алиментарно-зависимых заболеваний как во всей популяции в России, так и среди детского населения остается высокой, что не может не беспокоить специалистов в области детского здоровья. В частности, железодефицитная анемия регистрируется у 23-43% детей раннего возраста. Установлено недостаточное потребление и многих других нутриентов: кальция, витамина D, цинка, йода, полиненасыщенных жирных кислот и др. В то же время быстро увеличивается число детей с избыточной массой тела и ожирением.

   Таким образом, в настоящее время несбалансированное питание, избыточное по калорийности и дефицитное по содержанию микроэлементов, является серьезной проблемой, требующей масштабного, государственного подхода.

   Для устранения выявленных недостатков необходима выработка консолидированной врачебной тактики в отношении питания детей раннего возраста и постановка данной проблемы в число приоритетных задач отечественной педиатрии и детской нутрициологии.

   1.Особенности питания и состояние здоровья детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации.

   Обращает на себя внимание недостаточное потребление овощей и фруктов:70,9% детей второго года и 65,9% третьего года жизни ежедневно получают фрукты, и только 46 и 35,4% соответственно ежедневно получают овощи. Мясные блюда (включая птицу) не менее 7 раз в неделю получают 48% детей третьего года жизни.

   Среднее потребление молочных продуктов в этом возрасте в обследованной популяции составило около 350 мл, что меньше рекомендованного количества и удовлетворяет потребность в кальции лишь наполовину (54%). Представляет интерес следующий факт. В группе детей, у которых молочный компонент был достаточным ( в среднем 530 мл), но был представлен только традиционными необогащенными продуктами, потребление кальция составляло 956 мг, что соответствует рекомендациям (НФП * 800мг), но при этом потребление железа падало до 6,4 мг (среднее по популяции 7,7 мг, НФП 10мг). Замена части молочного компонента на детскую молочную смесь приводила к коррекции рациона как по кальцию, так и по железу: кальций -905мг, железо – 96мг.

  Отмечается также избыточное потребление простых углеводов: 70,3% родителей детей второго года жизни и 83,1% родителей детей третьего года добавляют дополнительно сахар в блюда для детей. Получают сладости 3 и более раз в неделю 24% детей второго года жизни и 56% третьего года жизни. Имеет место и избыточное потребление соли: у 70,7% детей второго и 80% третьего года жизни мамы дополнительно подсаливают уже готовые блюда. Об избыточном потреблении соли говорит и среднее расчетное потребление натрия, которое превышает рекомендованные нормы более чем в 3 раза (1621,9 мг на втором году жизни и 2074,24 мг – на третьем при НФП 500 мг в день).

   Особо следует отметить недостаточное использование специализированных детских продуктов, таких как детские молочные смеси для детей старше 1 года, которые содержат полный комплекс витаминов и минеральных веществ. В возрастной категории от 1 года до 2 лет только 1/3 детей употребляли данные продукты, в возрасте от 2 до 3 лет – менее 10%.

   К неблагоприятным факторам следует отнести широкое использование в питании детей в возрасте 1-3 лет не предназначенных для этой возрастной категории продуктов.

Таблица 1. Распространенность использования продуктов, не предназначенных для этой возрастной категории

продукты

число детей,%

продукты

число детей,%

12-23 мес.

24-35 мес.

12-23 мес.

24-35 мес.

Картофель фри

4

13

Полуфабрикаты

28

58

чипсы

6

24

сладкие напитки

4

13

майонез

8

28

шоколад

40

80

сосиски

22

50*

попкорн

4

14

*Используют 2-3 раза в неделю.

    Указанные нарушения в структуре питания являются причиной несбалансированности рациона и приводят к избыточному потреблению жиров, в первую очередь насыщенных, дефициту потребления важных макро- и микроэлементов: железа, кальция, йода, цинка, витаминов.

   Отмечено сниженное потребление железа: в среднем на 22% ниже рекомендованного уровня на втором и на 14,4%- на третьем году, кальция (среднее потребление на 10% ниже рекомендованного уровня), витамина А, витамина В1. Среднее потребление цинка и йода соответствует рекомендованным нормам, однако отмечен индивидуальный разброс показателей и имеется высокий процент детей, недополучающих эти микроэлементы.

   Потребление с пищей витамина D крайне низкое, что часто связано с недостаточным использованием в питании рыбы.

С высокой долей вероятности можно предположить наличие дефицита полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), основным источником которых является рыба, растительное масло, потребление которых крайне низкое.

Таким образом, данные эпидемиологического наблюдательного исследования продемонстрировали, что рацион питания достаточно большого числа детей является несбалансированным. В нем в недостаточном количестве присутствуют ценные пищевые продукты: мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, специализированные детские продукты. При этом отмечается высокое потребление сладких блюд и «недетских» продуктов (пицца, пельмени, сосиски, соусы, чипсы, сладкие газированные напитки). Данные нарушения пищевого поведения оказывают неблагоприятное влияние на обмен веществ, состояние органов пищеварения, приводят к недостаточному/избыточному потреблению ряда ингредиентов, что может быть причиной избыточной массы тела уже в раннем возрасте.

    3.Физиологические особенности детей в возрасте от 1 года до 3лет

   3.1. Параметры физиологического развития

    Несмотря на то что темпы роста в этом возрасте замедляются по сравнению с первым годом жизни, они остаются достаточно высокими. В течение второго года жизни ребенок вырастает на 12см, а на 3-м году – на 9-10см. Масса тела в течение второго года жизни в среднем увеличивается на 2,6-2,7 кг, а на 3-м году – на 2,1-2,2кг.

   Ко 2-му и 3-му годам жизни ребенок имеет следующие ориентировочные показатели роста и массы тела.(табл.4).

 Таблица 4. Средние показатели роста и массы тела детей в возрасте 1-3 лет

возраст, лет

рост, см

 

масса тела, кг

  

мальчики

девочки

мальчики

девочки

от 1 до 2

85-92

82-90

12,4-13,7

11,7-14,1

от 2 до 3

92-99

91-99

13,7-16,1

12,1-16,7  

  Ключевыми способами оценки физического развития ребенка являются антропометрические методы. При этом анализируются массо-ростовые показатели.

• Проводится точное измерение массы тела и роста;

• Рассчитывается индекс массы тела (ИМТ);

• Определяется наличие дефицита массы тела или ее избыток.

   Изменение массы тела проводят на хорошо откалиброванных весах ( с точностью до 100 г) без обуви. Детей нужно взвешивать без подгузника. У детей до 2 лет измеряется длина (лежа), в дальнейшем – рост стоя. Ростомер должен быть размечен с точностью до 0,1 см. наиболее информативными являются многократные последовательные измерения роста и массы, дающие представление о динамическом изменении этих показателей.

   Анализ антропометрических данных в амбулаторных условиях проводится с помощью центильных таблиц, позволяющих оценить массу тела, рост, окружность головы и грудной клетки в зависимости от возраста и пола ребенка, а также массу тела в зависимости от роста. Это метод позволяет оценить развитие ребенка (по росту) и его гармоничность (по отношению веса к росту) и выявить отклонения в физическом развитии.

 3.2. Особенности развития пищеварительной системы и навыков приема пищи у детей

    Каждый период детства имеет свои особенности роста, развития, формирования и функциональной активности отдельных органов и систем, а также психической деятельности. Для детей в возрасте 1-3 лет характерны интенсивные процессы развития и созревания функций органов пищеварения, костно-мышечной и центральной нервной системы. Активно протекают обменные процессы, продолжают формироваться иммунологические реакции, совершенствуется способность психического отражения внешнего мира, появляются первые умения и навыки.

   Претерпевает существенные изменения и пищеварительная система ребенка. Постепенно у детей развивается челюстно-лицевая мускулатура, к 3 годам ребенок умеет произвольно управлять органами артикуляции, имеет 20 молочных зубов, что позволяет ему откусывать и хорошо переживать пищу. Емкость желудка увеличивается до 300-400 мл. отмечается активный рост как эндокринной, так и экскреторной части поджелудочной железы, активизируется соко- и ферментовыделительная функция ЖКТ: увеличивается секреция соляной кислоты, протеолитических и липолитических ферментов, отмечается физиологическое снижение активности лактазы с одновременным повышением активности других дисахаридаз (мальтазы и сахаразы). Усиливается синтез желчных кислот. Все это приводит к возможности увеличения потребляемого объема пищи как в одно кормление, так и за сутки, к удлинению временных промежутков между приемами пищи, а также к расширению ассортимента питания. Именно возрастная потребность детей в определенном наборе продуктов определяет вид пищи и способ ее употребления.

   За первые три года жизни ребенок последовательно осваивает несколько способов приема пищи или типов кормления – сосание груди или бутылочки, прием пищи с ложки или из чашки, самостоятельное использование ложки, а затем и вилки. Каждый из этих способов позволяет обеспечить ребенка определенным видом пищи и сформировать навык потребления продуктов различной текстуры – жидкой, кашеобразной, мягкой и твердой, различной степени измельчения. Чувство голода и способ его удовлетворения находятся в тесной взаимосвязи с психическим развитием ребенка. Поведение ребенка во время приема пищи – это отражение его психологических потребностей, а также эмоционального (душевного) и физического состояния. Если ребенок не ощущает себя комфортно во время кормления, у него возникает чувство беспокойства и страха, отмечаются различные вегетативные реакции, что может привести к отказу от еды.

   Таблица 5.Средние показатели социального развития здоровых детей в возрасте 1-3 лет.

возраст, мес.

психологические достижения

 

управление органами артикуляции

социальные навыки

12-23

несовершенное произвольное управление

органами артикуляции; навык глотания

жидкой пищи и маленьких кусочков

твердой пищи; навык откусывания

и жевания мягкой пищи

умение съедать ложкой небольшой объем

густой пищи и маленьких кусочков

твердой пищи; навык откусывания и

жевания мягкой пищи

 

24-35

совершенное произвольное управление

органами артикуляции

наличие навыка соблюдения гигиенических

норм - нуждается в контроле взрослого;

умение съедать ложкой весь объем жидкой

и густой пищи; умеет пользоваться вилкой;

совершенный навык питья из чашки

 

    Ранний возраст – критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита. Аппетит может нарушаться из-за недостаточной продолжительности сна, чрезмерно эмоционального возбуждения, связанного со слишком подвижными играми, изменением обстановки и другими отвлекающими факторами. Нередко отмечается снижение аппетита после проведения профилактических прививок, в периоды острых заболеваний и реконвалесценции, при смене климатических зон, в жаркое время года. Без коррекции эти проявления становятся более частыми и устойчивыми, что со временем может привести к невротизации ребенка или перерасти в расстройства пищевого поведения. Таким образом, пищевые поведенческие нарушения у детей на ранних этапах онтогенеза возникают при наличии двух негативных факторов – биологической обусловленности и несоответствия социальных условий среды и воспитания индивидуальным и возрастным потребностям ребенка, а также состоянию его здоровья.

   3.3. Нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах

    У детей в возрасте 1-3 лет потребности в пищевых веществах и энергии остаются достаточно высокими, хотя на единицу массы тела они несколько снижаются по сравнению с таковыми на первом году жизни.

 Таблица 6. Рекомендуемые нормы физиологических потребностей в белках, жирах, углеводах и энергии детей 1-3 лет.

возраст

 

белки

жиры

углеводы

энергетическая ценность

 

 

в т.ч. животного

происхождения         

 

г/сут

   г/сут

ккал/сут

 

всего

г/сут

 

 

 

второй год

жизни

36    

70

40

174

1200

третий год

жизни

42

70

47

203

1400

 

Как видно, соотношение белков, жиров и углеводов в данном возрастном периоде составляет примерно 1:1:4. За счет белков обеспечивается 12% калорий, за счет жира – 30%, за счет углеводов – 58%.

   По-прежнему остаются высокими потребности детей раннего возраста в витаминах и минеральных веществах.

    Таблица 7. Рекомендуемые среднесуточные нормы физиологических потребностей в витаминах детей 1-3 лет.

витамины 1-3 года  

1-3 года

витамины

1-3 года

C,мг                             45                   Пантотеновая кислота, мг      2,5

В1,мг                         0,8                    Биотин, мкг                           10

В2,мг                            0,9                   Витамин А, мкг                              450

В6,мг                            0,9                   Витамин Е,мг                       4,0

РР,мг                         8,0                   Витамин D, мкг/МЕ             10/400

Фолиевая кислота        100                   Витамин К, мкг                      30

В12,мг                          0,7             

 

  Таблица 8. Рекомендуемые среднесуточные нормы физиологических потребностей в минеральных веществах детей 1-3 лет

минеральные вещества

1-3 года

минеральные вещества

1-3 года

Ca,мг                            800                                     Cu,мг                       0,5

P,мг                               700                                     Zn,мг                         5

Mg,мг                            80                           I,мкг                          0,07

K,мг                             400                           Se,мг                      0,0015

Na,мг                           500                           Cr,мкг                                11

Cl,мг                             800                                      F,мг                       1,4

Fe,мг                               10                       

 


Возврат к списку