Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
07.06.2021 Ликбез для мамы грудничка
На первом году жизни у ребенка, как в спорте, что ни месяц, то индивидуальный зачет. Малыш отчитывается перед взрослыми чему научился и в какой степени приспособился к самостоятельному существованию во внешнем мире.
«Командует парадом» развития и адаптации центральная нервная система, которая сама еще только формируется и созревает, а потому очень уязвима. Временные расстройства ее функций невропатологи наблюдают у 9 из 10 малышей, и большинство родительских вопросов и тревог связано именно с ними.
Что случилось с тонусом?
Мышцы всегда готовы к движению, они и во сне не расслабляются до конца. Даже в бездействующих мускулах сохраняется остаточное напряжение- это и есть мышечный тонус. Как узнать тонус мышц повышен в установленных природой физиологических пределах или вышел за рамки возрастной нормы? Врачи пользуются тестом, основанном на врожденном рефлексе опоры и автоматической походки : взятый под подмышки новорожденный стоит на столе, а при наклоне вперед  делает шаги. Если при этом он опирается не на полную стопу, а на поджатые пальчики, во время ходьбы перекрещивает ноги и если этот рефлекс не исчезает к третьему месяцу жизни, значит тонус действительно слишком высокий   (специалисты называют такое состояние мышечной гипертонией или просто гипертонусом ) .
Обратите внимание что делает грудничок после того, как вы его распеленали. Сладко потягивается всем телом после сна? Все в порядке! Выглядит скованным . неактивным, зажатым? Мышцы младенца напряжены сверх меры.
Если нормализация тонуса затянулась, ребенок начинает отставать в двигательном развитии, а после года у него могут возникнуть проблемы с походкой. Пока малыш бегает по дому в легких тапочках , эти нарушения родительскому глазу практически незаметны. Но стоит надеть для прогулки обувь потяжелее, и вы вдруг обнаруживаете, что ребенок «косолапит» либо опирается на внутренний край стоп  или ходит на носочках, не касаясь пятками земли и особым образом стаптывает ботинки. Затем его ножки начинают искривляться в форме «колеса» или буквы «Х». Обычно такую деформацию объясняют последствиями рахита, забывая, что нарушение тонуса мышц приводит к тем же результатам.
Кстати, подобные отклонения могут быть вызваны не только избыточным, но и недостаточным напряжением мускулатуры, или, как говорят медики, мышечной гипотонией. При этом мышцы ребенка кажутся вялыми, как будто обмякшими, ручки в локтях и ножки в коленях разгибаются слишком сильно – больше, чем на 180 градусов.
Есть еще одна неврологическая тонкость, о которой должны знать родители: в чистом виде мышечная гипертония или гипотония встречаются не так уж часто. Как правило, специалистам приходится наблюдать сочетание этих двух расстройств у одного и того же ребенка. В таких случаях тонус нарушается неравномерно: в одних группах мышц он повышен, в других – снижен. Это так называемая мышечная дистония.
Существуют универсальные средства, нормализующие все отклонения мышечного тонуса: плавание, массаж и гимнастика.
Если есть возможность, запишите малыша на занятия в бассейне: до трех месяцев ребенок помнит о том, как плавал в  материнской утробе , и воспринимает воду как родную стихию. А массаж и лечебная гимнастика способны творить чудеса в умелых руках. Только руки должны быть действительно умелыми, владеющими приемами специального «неврологического» массажа и гимнастики. К ним можно приступать не раньше, чем малышу исполнится 1,5 месяца. Курс обычно состоит из 10 процедур, интервал между курсами не менее 30 дней. Во многих случаях снизить мышечный тонус можно, не прибегая к лекарствам. Расслабить мускулатуру тела помогут упражнения на мяче, а напряжение икроножных мышц снимут специальные горячие обертывания или парафиновые «сапожки» (спросить у невропатолога нуждается ли в них ваш малыш!).
Упражнения на расслабление на мяче.
Положите ребенка спиной на большой мяч. Придерживая за бока, плавно покачивайте из стороны в сторону и вперед-назад по 10 раз в каждом направлении не менее трех раз в день. Если заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, сделайте еще одно упражнение. Положите ребенка боком на мяч: если он выгибается вправо, то на правый бок, если влево, то – на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев - ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Упражнение «бокс»
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, чтобы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!



Возврат к списку