Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ЛФК и массаж для детей и подростков, перенесших новую коронавирусную инфекцию

10.12.2021

Согласно данным современной литературы, заболеваниекоронавирусной инфекцией в детском возрасте протекает легче, с менее выраженной клинической симптоматикой. Пациенты этой возрастной группы реже нуждаются в госпитализации, что, однако, не исключает вариантов тяжёлого течения болезни. Опыт наблюдения за детьми, перенёсшими COVID-19, показали, что в медицинской реабилитации нуждаются все дети, в том числе, перенёсшие заболевание в бессимптомной или лёгкой форме, а дети, перенёсшие заболевание в тяжёлой и крайне тяжёлой форме, особенно пациенты с дыхательной недостаточностью, признаками полиорганной недостаточности требуют особого подхода при проведении реабилитационных мероприятий.

В настоящее время медицинская реабилитация детей с различными заболеваниями осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.10.2019 г. № 878н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации детей» в 3 этапа.

Реабилитационные мероприятия начинаются уже на I этапе медицинской реабилитации в стационарном инфекционном отделении, и даже в отделении реанимации и интенсивной терапии. Затем детей, имеющих тяжелые, среднетяжелые и умеренные нарушения функций направляют на II этап медицинской реабилитации в стационарное отделение медицинской реабилитации. На III этап медицинской реабилитации, то есть в детскую городскую поликлинику, направляются дети - реконвалесценты COVID-19, имеющие умеренные или легкие нарушения функций.

Показания для III этапа медицинской реабилитации детей, перенесших COVID-19: дети с инфекцией SARS-CoV-2 осложненной пневмонией, период реконвалесценции (выздоровления); дети с COVID-19, не осложненной пневмонией, но имеющие умеренные или легкие нарушения функций.                                                                                                       Целью медицинской реабилитации на III этапе является максимальное восстановление нарушенных функций органов дыхания и других систем организма, повышение толерантности к физической нагрузке, коррекция психоэмоциональных нарушений. При поступлении на III этап медицинской реабилитации проводится оценка клинического состояния ребенка, морфологических параметров, результатов лабораторных и функциональных методов исследования, психоэмоционального состояния ребенка.

На всех этапах медицинская реабилитация проводится командой, состоящей из педиатра, врача-физиотерапевта, врача ЛФК, рефлексотерапевта, медицинского психолога, логопеда, инструктора ЛФК, массажиста. Определяются цель и задачи курса реабилитации, принимается решение о допуске к физическим нагрузкам с учетом функционального состояния организма ребёнка, обозначается объем реабилитационных мероприятий.

Согласно данным современной литературы, новая коронавирусная инфекция COVID-19 вызывает в первую очередь повреждение респираторного (дыхательного) тракта.                                                                         Медицинская реабилитация детей с заболеваниями бронхолегочной системы, ассоциированными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, осуществляется в соответствии с универсальными принципами: раннее начало, комплексный характер и непрерывность реабилитационных мероприятий, индивидуальный подход.                                                                                                                                                                                              К числу основных задач программ медицинской реабилитации таких пациентов относятся: тренировка компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой и респираторной систем, повышение толерантности (выносливости) к физическим нагрузкам, снижение количества обострений бронхолёгочного процесса, профилактика фиброзирования легочной ткани, повышение качества жизни.

Важную роль в медицинской реабилитации таких детей играют методы физической реабилитации: лечебная гимнастика и массаж.                                                                                             Лечебная гимнастика направлена на увеличение силы дыхательных мышц, нормализацию их эластических свойств, сниженных за время течения инфекционного процесса, восстановление толерантности к физической нагрузке, улучшение вентиляции и отхождения мокроты, тренировку мышечно-суставной чувствительности и силовой выносливости.                                                            Массажные техники(классический, сегментарный, вибрационный, дренажный массаж) применяются для улучшения дренажной функции бронхов, усиления регионального крово-, лимфообращения, рассасывания воспалительной инфильтрации в легких,кроме того, он снимает мышечное и нервное напряжение, помогает справиться с усталостью, повышает настроение и работоспособность.Лечебная гимнастика - комплекс физических упражнений, разработанный для пациента с определенной патологией. В случае реабилитации детей после вирусной пневмонии, бронхита органом-мишенью будет именно дыхательная система. Комплекс упражнений лечебной гимнастики должен состоять из специальных дыхательных упражнений с обязательным чередованием их с общеукрепляющими упражнениями, развивающих силу и силовую выносливость ведущих мышечных групп, направленных на восстановление основных двигательных навыков и активности, характерных для пациента до заболевания.

Основные правила выполнения дыхательных упражнений 

·            Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).

·            Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.

·            Темп выполнения - медленный, что позволит обогатить организм кислородом.

·            Вдох выполняется всегда только носом.

·            Упражнения выполняются легко, без усилий и напряжения.

·            Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в 1,5 – 2 раза).

·            Дыхательные упражнения выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

·            Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.

·            Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.

·            Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.

·            Количество повторов упражнений начинается с 3-5 раз, постепенно доводит до 8 -10 раз.

·            Можно использовать облегченное исходное положение сидя на стуле.   

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

·            принять позу и зафиксировать её;

·            расслабиться;

·            сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения, обдумать его основные элементы;

·            сделать выдох;

·            выполнить дыхательное упражнение;

·            сменить позу; отдохнуть после упражнения.

Примерный комплекс лечебной гимнастики

1. И.п. (исходное положение) - стоя, ноги на ширине плеч. Поднимая руки в замок над головой – вдох, опускаем сомкнутые руки вниз между коленями, сгибаясь в пояснице - выдох. Повторить 10 раз.

2. И.п. - ноги на ширине плеч, руки - в стороны. Вдох. Поворот левой рукой и корпусом к вытянутой правой руке - выдох. То же - в противоположную сторону. Повторить 8-10 раз.

3. И.п. - ноги на ширине плеч, руки над головой. Вдох - полуприсед, округлив спину, обхватываем или касаемся руками коленей. Выдох. Повторить 8-10 раз.

4. И.п. - ноги на ширине плеч. Вдох. Рука отведена в сторону и назад на 45 градусов. Приводим к противоположному колену - выдох. То же делаем противоположной рукой. Повторить 8-10 раз.

5. И.п. - ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны - вдох. Обнимаем себя руками - выдох. Повторить 8-10 раз.

6. И.п. - ноги на ширине плеч, руки к плечам. Отводим руки, согнутые в локтях - вдох, сводим локти максимально вместе, округляя спину - выдох. Повторить 8-10 раз.

7. И.п. - ноги на ширине плеч. Правая рука и корпус наклонить вправо - вдох, левая рука скользит вдоль тела вниз. И.п. - выдох. То же в другую сторону. Повторить 8-10 раз.

8. И.п. - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. 5-6 круговых движений руками вперед - вдох, 6-7 движений назад - плавный выдох.

9. Брюшное дыхание. И.п. - ноги на ширине плеч. Правая рука на животе, левая - на грудной клетке. Надуваем сильно живот - вдох. Втягиваем живот - выдох. Повторить 8-10 раз.

10. И.п. - ноги на ширине плеч. Правая рука сторону и назад под углом 45 градусов - вдох. тянемся к колену, не сгибая ног, - выдох. То же другой рукой. Повторить 8-10 раз.

11. И.п. - ноги на ширине плеч. Руки над головой - вдох. Два быстрых выдоха: Тянемся Правым локоть к согнутому левому колену - выдох, тянемся левым локтем - к согнутому правому колену - второй выдох.

12. И.п. - ноги на ширине плеч. Руки через стороны вверх, разводя лопатки, - вдох. Руки через стороны с наклоном вниз - выдох. Повторить 2-3 раза.

Веселые «дыхательные игры»

1. «Булькание». Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

2. «Боевой клич индейцев». Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

3. «Мыльные пузыри». Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

4. «Филин» или «Сова». День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

5. «Кто дальше загонит шарик». Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

6. «Поединок». Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

7. «Пушок». Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

8. «Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

9. «Снегопад». Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

10. «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

11. «Парящие бабочки». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

12. Игра на музыкальных инструментах. Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах - дудочках, губных гармошках и т.п. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент. Большое напряжение в данном случае не желательно. Инструменты, которые не могут быть продезинфицированы, следует регулярно менять.

13. Ещё одна излюбленная забава малышей - рисунки на стекле. Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

14. Предложите малышу игру "гусеница": при помощи выдохов ребенок рисует ножки гусеницы: короткий выдох - короткие ножки, длинный выдох - длинные ножки.

15. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

Рекомендуется также выполнение дыхательных упражнений с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры).

Гласные звуки: Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ,БОХ,БАХ,БЕХ,БИХ; БРУХ,БРОХ,БРАХ,БРЕХ,БРИХ; ГРУХ,ГРОХ,ГРАХ,ГРЕХ,ГРИХ. И так, по всем согласным буквам.                                                                                                      Глухие согласные: Буквы Т и П произносят коротко, отрывисто, по отдельности(т-т-т-т-т- или п-п-п-п-…) или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.                                                                                Звонкие согласные: Это буквы Б, Д, В, З. При произнесении буквы З возникает самая глубокая вибрация. Другие буквы: Буквы Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а буква Р — «рычащей». Она произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает букву Р, то ее обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Всем пациентам, завершившим индивидуальную программу медицинской реабилитации после перенесенного COVID-19, следует рекомендовать продолжать занятия самостоятельно от 6 до 12 недель.


image-08-12-21-11-05.jpeg     image-08-12-21-11-05-1.jpeg


Возврат к списку