Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
11.08.2020
     Дети страдают плоскостопием очень часто, среди подростков обнаруживается у 50%. Это самая распространенная ортопедическая проблема в детской практике.
     Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода.
Итак, представьте стопу человека. В норме она вовсе не такая плоская, как кажется. Скорее уж она похожа на купол, где края соприкасаются с опорой, а середина приподнята. Такое сводчатое строение позволяет амортизировать все нагрузки, сотрясения и удары при ходьбе, беге и прыжках. Основа стопы – костная, а вот удерживать форму ей позволяет мышечно-связочный аппарат.
     Если по каким-то причинам он ослабевает – подошва «проседает» под тяжестью веса человека, и развивается плоскостопие.
У детей это чаще всего происходит на фоне врожденной слабости мышц и связок стопы, когда своды не развиваются или уменьшаются в процессе роста ребенка. У взрослых причинами развития плоскостопия являются избыточный вес (когда своды стоп распластываются под тяжестью тела), длительные статические нагрузки (например, «стоячая» работа), травмы и переломы костей.
     Еще одной возможной причиной плоскостопия является неправильный выбор обуви. Так постоянное ношение кроссовок, туфель на шпильке или на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что почти неизбежно приводит к развитию плоскостопия.
     Также плоскостопие способствует формированию неправильной осанки, однако возможен и обратный вариант, когда нарушение осанки, приводит к плоскостопию. Как результат – быстро устают ноги, в первую очередь страдают колени, из-за того, что они испытывают большую нагрузку. К тому же усиливается нагрузка и на позвоночник.
              
                                                                                  
                                                                  

                                                                                     Классификация плоскостопия

     1. По локализации

     - Поперечное

При поперечном плоскостопии передний отдел стопы расширяется. Опора производится на все головки плюсневых костей, а не на первую и пятую, как в норме. Резко увеличивается нагрузка на ранее не нагруженные 2-4 головки плюсневых костей, и уменьшается нагрузка на головку первой плюсневой кости. Также изменяется направление действия мышц, которые крепятся к большому (первому) пальцу стопы. Это вызывает отклонение большого пальца стопы кнутри. Головка первой плюсневой кости выступает кнаружи, а большой палец ложится на второй под разным углом. Такая деформация большого пальца стопы называется Hallux valgus (халюкс вальгус).

     - Продольное

При продольном плоскостопии происходит смещение костей стопы таким образом, что передняя часть стопы отклоняется кнаружи. Сухожилия малоберцовых мышц натягиваются, передняя большеберцовая мышца наоборот растягивается. Внешний вид стопы изменяется. Стопа становится удлиненной. Средняя ее часть расширена. Продольный свод опущен, вся стопа повернута кнутри. На внутреннем крае стопы через кожу видны очертания ладьевидной кости. Такое состояние стопы проявляется при походке, которая становится неуклюжей, с сильно разведенными в стороны носками. А также: происходит быстрая утомляемость ног, ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии, к вечеру может появляться отек стопы. Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы. Стопа становится шире. При резко выраженной деформации появляется постоянная боль в стопах, голенях, коленных суставах. Появляются боли в пояснице и мучительные головные боли. Снижается трудоспособность, непродолжительная ходьба затруднена. Появляются омозолелости кожи подошвы под головками плюсневых костей. Натяжение сухожилий разгибателей пальцев отклонение кнаружи большого пальца.

     - Продольно-поперечное

     - Плоско-вальгусные стопы

     - Вальгусные стопы

     - Функциональная недостаточность стоп

     2. По происхождению

     - Врожденная плоская стопа: приблизительно в 3% случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной. Установить раньше 5-6 лет нелегко;

     - Травматическое: последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей;

     - Паралитическое: следствие паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (например, после перенесенного полиомиелита);

     - Рахитическое: вызвано нагрузкой тела на слабые кости стопы;

     - Статическое: возникает при слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей;

     - Приобретенное: результат ношения неудобной обуви, сжимающей и стесняющей стопу, обуви на высоком каблуке.

     Основной причиной детского плоскостопия исследователи считают наследственный фактор – наличие заболевания у кровных родственников. Предпосылка – соединительнотканная дисплазия или врожденная слабость соединительной ткани. В результате этого у малыша развивается не только плоскостопие, может быть также перегиб желчного пузыря, близорукость, добавочная сердечная хорда (тяж из соединительной ткани).

      Детей беспокоят постоянные ноющие боли в ногах, быстрая утомляемость и отечность, возникающая при длительной ходьбе. Из-за этого затруднено передвижение на далекие расстояния. Дети отказываются от пеших прогулок, предпочитают тихие игры. Длительно существующая деформация приводит к тому, что пальцы искривляются и образуются мозоли. Без лечения нарушается осанка, формируется сколиоз. Быстро развиваются или усугубляются болезни позвоночника, особенно остеохондроз, появляются грыжи межпозвонковых дисков.
Ребенок может жаловаться на боли в спине, усиливающиеся после физической нагрузки или при длительном сидении. Постепенно вовлекаются суставы, в которых развивается деформирующий артроз – снижается подвижность суставов, ограничивается объем движений. Ноющие боли становятся практически постоянными, нарастает утомляемость.

                                                                             Диагностика детского плоскостопия

     Диагностикой плоскостопия занимается детский ортопед. Диагноз устанавливается после 5-ти лет, ранее – только в ярко выраженных случаях врожденной деформации. При осмотре врач обращает внимание на длину и ширину стопы, состояние свода, объем движений, состояние пальцев и мозоли. Детский ортопед также оценивает износ обуви, характерные места стирания.
     У детей старше 5-ти лет используются дополнительные методы:

     - плантография;

     - рентгенография в 2-х проекциях, выполненная с нагрузкой.
    
                                                                                   Лечение детского плоскостопия

     При лечении используется множество методов, которые дополняют друг друга. Главное правило – начинать лечение как можно раньше, при врожденной форме с первых дней жизни.

     Существуют такие способы лечения:

     - лечебная гимнастика;

     - массаж стопы и голени;

     - придание стопе правильного физиологического положения разными способами – бинтованием, гипсовыми повязками (этапными, сменяемыми по мере роста и исправления деформаций);

     - ночные ортезы – ортопедические изделия, используют с полугода;

     - различные виды физиотерапии – гидромассаж, парафин, озокерит, грязевые аппликации, ножные ванны, магнитотерапия, СМТ;

     - ношение ортопедической обуви, имеющей твердую подошву, небольшой каблук и хорошо фиксирующей голеностоп, со стелькой-супинатором, поднимающей свод стопы;

     - запрет ношения мягкой обуви (чешки, валенки, текстильная обувь).

При недостаточной эффективности консервативного лечения проводится хирургическая коррекция.

                                                                              Профилактика детского плоскостопия

     - ношение обуви на твердой ортопедической подошве, плотно прилегающей к ноге;

     - регулярные занятия физической культурой;

     - подвижные игры с физической нагрузкой, особенно полезны футбол, баскетбол и плавание;

     - ходьба босиком по песку, земле, гальке, траве;

     - поддержание нормальной массы тела;

     - питание, соответствующее возрастной норме, с прицельным вниманием на обмен кальция и фосфора.

     - при врожденной форме лучший способ – хирургическое лечение в раннем возрасте.

     Таким образом, сегодня лечение плоскостопия в первую очередь – вопрос дисциплины самого пациента, а также внимания родителей к здоровью своих детей (а в последующем – и наоборот, заботы детей о стареющих родителях).

                                                                 Рассмотрим некоторые упражнения лечебной гимнастики:

1. супинация стопы (поворот стопы подошвой вовнутрь);
2. тыльное сгибание стопы (стопу тянем вверх к передней поверхности голени);
3. подошвенное сгибание стопы (тянем вниз, к задней поверхности голени);
4. сгибание и разгибание пальцев;
5. захват и удержание подошвами небольшой округлой игрушки (мячика и т. п.); 6. вращение стоп кнаружи, вовнутрь, перекаты с пяток на носки и наоборот;
7. ходьба по узкой дорожке. В качестве дорожки можно использовать любую неширокую (10-15 см) доску, полосу на ковре (нарисовать мелом); 8. ходьба на наружных краях стоп («мишка косолапый»), на носочках, пяточках, по двускатной ребристой доске, различным рельефным поверхностям. Летом следует проводить занятия на улице, чтобы малыш мог побегать босиком и по мягкой земле, и по вязкому песку, и по жестким камешкам. Дома с этой целью можно использовать рифленые коврики, насыпать песок,камешки в полотняный мешок или большую коробку;
9. захват мелких предметов пальцами ног сидя или стоя (карандаш, палочку, мелкие игрушки и т.п.) ;
10. собирать платочек пальцами ног;
11. сидение в положении «по-турецки» прекрасно корригирует неправильное положение стоп. Постарайтесь, чтобы эта поза стала у вашего ребенка основной при сидении на полу, диване; 12. вставание из позы «по-турецки» должно происходить с помощью взрослого, при стоянии стопы должны быть крест-накрест, меняйте их поочередно, так чтобы впереди была то правая, то левая стопа, иногда требуется удерживать стопы;
13. поочередное приседание на полную стопу и вставание на носки. При выполнении этого упражнения следите, чтобы стопы плотно стояли на полу и были расположены параллельно, можно помогать малышу, поддерживая его под мышки или за руки;
14. лазание по «шведской» стенке или ходьба по лесенке, лежащей на полу; 15. прокатывание подошвами стоп мячика с шипами, палки, бутылочки;
16. ходьба по дну ванны по рифленому коврику, подпрыгивание на нем.

 

 

        


   

Упражнение "РАЗБОЙНИК" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      

Упражнение "МАЛЯР" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

   

Упражнение "СБОРЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

        

Упражнение "ХУДОЖНИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

      

Упражнение "ГУСЕНИЦА" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

        

Упражнение "КОРАБЛИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

        

Упражнение "СЕРП" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

        

Упражнение "МЕЛЬНИЦА" - ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

           

Упражнение "ОКНО" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

        

Упражнение "БАРАБАНЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.









Возврат к списку