В этой работе мы рассмотрим критерии необходимые для оптимального уровня усвоения школьной программы, а также методы формирования школьной готовности, это и определило актуальность проблемы.
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Работая над выполнением первой задачи, мы выяснили, что под психологической готовностью понимают структурные компоненты развития детей 6-7 лет:
Морфофункциональная готовность. Основными критериями здесь являются: состояние здоровья, развитие анализаторов, свойства нервной системы, развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость.
Интеллектуальная готовность. Необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и уровень саморегуляции.
Личностная готовность. Главными показателями являются: степень сформированности мотивов, отношение к сверстникам и взрослым, отношение к самому себе.
Специальная готовность .Компоненты: возрастные показатели физической подготовленности, возрастные показатели подготовленности в образовательных областях.
Методики изучения готовности ребенка к школе.
Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, определить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Для выявления общего интеллектуального уровня развития детей 6-7 лет чаще всего используют ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Этот тест состоит из трёх заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание письменных букв( или метод скопировать образец);
3) срисовывание группы точек.
Цель теста: определение функциональной готовности к школьному обучению: развитие умений, необходимых для овладения письмом, умения подражать образцу и сосредоточенности , не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием; определение в общих чертах интеллектуального развития ребёнка.
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. В формировании мотивационной готовности не последнюю роль играет похвала. Внешняя положительная оценка укрепляет уровень мотивации, двигает развитие. Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Ситуация занимательности.
Опыты – эксперименты (формирование понятий).
Познавательные игры (головоломки).
Соревнование (интеллектуальная эстафета).
Социальная готовность
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе. Социальная готовность к школе стимулируется личным примером. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет» и так далее. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
Формирование интеллектуальной готовности
Формирование интеллектуальной готовности: развивающие игры. Систематическое проведение игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал и т.д.
Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Пальчиковая гимнастика, которая способствует формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Загадки для детей
Наиболее популярны у детей задания в форме загадки, требующие активизации всех элементов интеллекта (мышлении, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения, сообразительности) и обогащение словарного запаса.
Ребусы
Другой вид заданий для активизации мышления – это ребусы, решая ребусы, ребенок проводит звукобуквенный анализ в умственном плане, определяя количество, место, порядок нужной буквы в слове.
Игра «Что лишнее»
«Что лишнее?» — дети учатся находить закономерности, находить лишнее в цепочке и объяснять почему.
Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.
Организация дошкольной подготовки — задача взрослых. Важно, чтобы в этот период родители направили свои силы на воспитание будущего первоклассника.
С уважением зав КМП Р.К.Алтаякова