Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Коррекционная работа медицинского психолога и логопеда с детьми с задержкой психоречевого развития.

14.12.2021

В ГБУЗ АО «ДГП 5» пациенты могут получить психологическую и логопедическую помощь. На базе поликлиники открыт кабинет медико-социальной помощи детям и подросткам, в который входят такие специалисты, как логопед и медицинский психолог.

Услуги оказываются ежедневно. Направления работы различны: диагностика, коррекция, консультативная деятельность, просвещение и многое другое.

Заострим внимание на коррекционной деятельности специалистов, которая применима к маленьким пациентам с установленным диагнозом Задержка психоречевого развития (ЗПРР).

В настоящее время наши специалисты отмечают, что все чаще и чаще на прием поступают дети с данным диагнозом. Он выражен в разной степени, находится на разном уровне имеющихся симптомов у детей. Статистика неутешительна и усугубляется тем, что обращение к специалистам (неврологам, психологам, логопедам и психиатрам) происходит поздно, когда имеются стойкие нарушения и они с затруднениями поддаются коррекции. В основном родители обращаются с такими симптомами, как: «не разговаривает, а ему уже 4 года», «не понимает, что я спрашиваю», «кажется он не знает цвета и животных», «не усидчив и в детском саду ему тяжело даются занятия» и так далее. После беседы с родителем и ребенком, после полного дополнительного обследования и диагностики начинается коррекционная работа выявленных особенностей у детей с ЗПРР.

Что же такое задержка психоречевого развития?

ЗПРР — это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин отклонений очень много: болезни матери во время беременности, тяжело протекающая родовая деятельность, инфекции, травмы новорожденных и раннего детства, отягощенная наследственность, нарушения в воспитании ребенка и так далее. ЗПРР часто выявляется с некоторыми симптомами аутизма и нарушения поведения. Диагноз в раннем детстве поставить затруднительно, но иногда становится возможным. Основные симптомы, это: снижение памяти, внимания, отставание в интеллектуальном развитии, проблемы с восприятием информации, отсутствие познавательной активности, различные речевые нарушения, отсутствие понимания речи, скудный словарный запас, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы.

Часто встречаются на практике сочетанные диагнозы и помимо ЗПРР у ребенка поставлен неврологический диагноз. К примеру ДЦП, эпилепсия, множественные аномалии развития. В этом случае, помимо коррекции познавательной сферы необходима работа с повышенным или пониженным тонусом мышц, с нарушением крупной моторики, зрительно-моторной координации и так далее.

Работа логопеда и медицинского психолога с детьми с ЗПРР ставит разные задачи. Рассмотрим подробнее специфику и методы работы специалистов в «ДГП 5».

Задачами коррекции ЗПРР в работе медицинского психолога является исправление, доразвитие и компенсация психических процессов у ребенка; создание условий для нормального формирования психических функций, которые развиваются в текущий возрастной период; гармонизация личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Чаще всего цель занятий — построить базу общих знаний и осведомленности об окружающем мире у малыша; запустить работу мыслительных процессов, логических связей; развитие игры как ведущей деятельности дошкольников или учебной деятельности у школьников.

В работе используются разнообразные методы и методики: игротерапия, элементы методики Floortaim, арт-терапия, развитие крупной и мелкой моторики, различные упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), нейропсихологические игры, работа с семьей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, работа основана на индивидуальном подходе.

На начальном этапе с каждым ребенком по необходимости налаживается терапевтический контакт, формируется познавательный интерес, затем подбираются игры и упражнения для коррекции нарушенных ВПФ. В коррекционной работе применяются игры на конструирование, логические задачи, классификации, исключение лишнего; различный стимульный материал для малышей: сортеры, лото, пазлы, вкладыши, сюжетные картинки и так далее. Ассортимент пособий и стимульного материала большой, подбирается на занятии для ребенка индивидуально. Часто помимо нарушений познавательной деятельности, имеются трудности в эмоционально-волевой сфере: агрессивность, страхи, импульсивность и так далее, для этого подбираются коррекционные упражнения, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние детей (рисование, лепка, игры с песком, дыхательная гимнастика, релаксационные техники и так далее). Все дети с радостью бегут на занятия, ведь на них не только познавательно, но и весело.

Работа ведется также с родителями, для устранения негативных факторов, влияющих на детей внутри семьи. На консультациях с родителями прорабатываются трудности, которые они испытывают в воспитании и развитии ребенка с данным диагнозом, даются рекомендации и упражнения для домашней работы. Главная цель в работе с родителями — мотивировать их на активное участие в развитии ребенка.

В текущем году на прием поступило 27 детей с подтвержденным диагнозом ЗПРР. Все проходили курсы коррекционных занятий у психолога не один раз. Во всех случаях имелась положительная динамика: запущена речевая деятельность на разных уровнях, улучшилось понимание речи; формировалась учебная деятельность, усидчивость; заметны улучшения в работе мыслительных процессов, памяти; общий запас знаний увеличивался; повышалась познавательная активность; в некоторых случаях снижался уровень агрессивности и импульсивности, аутоагрессии.

С каждым ребенком помимо медицинского психолога коррекционную работу осуществляет логопед. Особенности его работы состоят в следующем.

Выполняя свою основную деятельность по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной и устной речи, логопед создаёт базу для понимания и правильного применения грамматических правил, формирования фразы и связной речи, лексико-грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи.

На своих занятиях с детьми (школьниками младших классов — 3 человека и школьниками среднего звена — 2 человека) строится работа, учитывая данные диагностики. Вся работа имеет несколько этапов: 1- работа над связной речью: пересказ, последовательный пересказ, рассказ-описание; краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ, устные сочинения; 2- работа над слого - звуковым составом слова: гласные 1 ряда, гласные 2 ряда; слоговой состав слова, ударение; согласные звуки; 3- дифференциация гласных и согласных звуков: применяются тренировочные упражнения, зрительные диктанты, слуховые диктанты, письмо по памяти, предупредительный диктант, изложение (6 класс). Все задания и упражнения проводятся на наглядном материале, используются различные схемы и картинки.

Однако, с детьми младшего дошкольного и дошкольного возраста занятия проводятся так же на основе данных комплексной диагностики, но в игровой форме, так как это ведущая деятельность данного возрастного периода, с обязательным использованием наглядного материала.

Длительность занятий с детьми раннего возраста составляет 10-15 минут. Занятия проводятся с учётом специфики формирования начального детского лексикона и закономерностей развития слоговой структуры в онтогенезе (А. К. Маркова) и состоит из 13 классов.

Длительность занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста - 20 минут в условиях поликлиники. Все игры и игровые упражнения направлены на развитие целостного представления детей о пространстве, активизации и расширения словарного запаса, на основе словообразовательных процессов (игры с мячом: «1-много», «Чей? Чья? Чьи?», «У кого…?», дидактические словесные игры «Переезд на новую квартиру» и д.р., различные настольно-печатные игры : «Речевое лото», лото «Времена года,» «Расскажи сказку» и т.п.), пальчиковые игры: «Дождик», «Листопад», «Птицы улетают» и т.д. ; подвижные игры «Лохматый пёс», «Паровоз», Карусель и т.д..

Упражнения артикуляционной гимнастики для постановки звуков проводятся обязательно сидя перед зеркалом по показу логопеда и самостоятельными занятиями дома. Родителям даются на дом рекомендации, на основе пройденного на занятиях материала, это необходимо для закрепления положительной динамики в развитии речевой деятельности.

Коррекция ЗПРР это всегда комплексный подход, работают несколько специалистов одновременно. Дополнительно помощь оказывается кабинетом ЛФК и массажа, назначаются физиопроцедуры; лечением невролога. По необходимости — консультация психиатра.

Наша задача — выявить и предупредить!

Начать раннюю коррекцию имеющихся нарушений, чтобы максимально развить ребенка, подготовить к дальнейшему обучению, способствовать гармоничному развитию личности!

 1.jpeg   2.jpeg   3.jpeg    4.jpeg


Возврат к списку